ЗА СЕБЯ И СВОЕГО БРАТА

Кинодива Рената Литвинова озарила своим появлением кинофестиваль "Окно в Европу", чтобы признаться в чувстве восхищения певицей Земфирой и ее творчеством. Ради этой цели она сняла и показала в Выборге фрагменты фильма-концерта "Зеленый театр в Земфире". Правда, при этом Рената не забыла и себя показать, и свои разносторонние таланты подчеркнуть.

ДАМЫ ПРИГЛАШАЮТ КАВАЛЕРОВ
Торжественное открытие фестиваля происходило в форме классического водевиля, где за расположение одной красавицы состязались самые видные мужчины округи. В роли прекрасной дамы, а заодно и ведущей праздничной церемонии, оказалась замечательная актриса Ольга Будина. Что же касается кавалеров, то все они отличались высоким ростом, статью и шлейфом былых побед на любовном фронте. Седоволосые джентльмены, среди которых были актеры Борис Химичев, Аристарх Ливанов, Борис Львович, умудрились не только сопроводить остроумными куплетами всю церемонию открытия, но и по очереди расцеловать Ольгу Будину в ее очаровательные ямочки. А когда на одной из фестивальных вечеринок Ольга Будина пела песни и романсы, то к ее ногам пал даже президент фестиваля Армен Медведев.
Тон самому фестивалю задала картина Сергея Бодрова-старшего "Монгол", рассказывающая о детстве и юности Чингисхана. Судя по картине, залогом успеха покорителя мира Чингисхана стала его одержимость женщиной - первой своей женой по имени Борте. Чингисхан нарушил обычай монголов не воевать ради женщин и вопреки всему победил. Правда, женщина, ради которой он собрал свое первое войско, тоже вела свою войну, только чисто женским оружием. По большому счету Бодров снял сказку на модную, конвертируемую и хорошо знакомую ему тему перманентной опасности, которая исходит от Азии. Всероссийская премьера "Монгола" состоится 20 сентября.
ВОЙНА БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЯ
После премьеры "Монгола" весь следующий день работы фестиваля вспоминали сына режиссера - Сергея Бодрова-младшего. Впрочем, в Выборге, где с триумфом был показан фильм Алексея Балабанова "Брат", каждый год поминают исполнителя роли Данилы Багрова. А в этот раз просто грех было не почтить память Сергея, поскольку прошло десять лет со дня создания этой картины. С тех пор Алексей Балабанов снял свои жуткие фильмы "Война", "Жмурки" и сам лично привез в Выборг термоядерный "Груз 200".
Кстати, между представлением своего нового фильма и участием в юбилейном вечере "Брата", режиссер сходил за средневековой романтикой в Выборгский замок, посмотрел там коллекцию якорей и взглянул на городок с высоты рыцарской башни. Впрочем, судя по его выступлению на вечере в честь "Брата", свежие впечатления практически не отразились на скудном словарном запасе культового режиссера. Балабанов все время повторял одну и ту же фразу, что, когда он взялся за "Брата" - ни у него самого, ни у его страны не было ни денег, ни спонсоров, ни надежд на светлое завтра. И в таком опустошенном состоянии Балабанов подошел к Бодрову-младшему (дело было на фестивале "Кинотавр") и с бухты-барахты предложил вместе "сделать" кино.
Теперь согласие Бодрова на его авантюру Балабанов называет подвигом. Личное мужество Сергея Бодрова, как подчеркивали создатели этой картины, привело к большому событию в родном кинематографе - рождению нового и долгожданного на тот момент героя в лице Данилы Багрова. Как мы помним, отличительной чертой героя середины 1990-х было отчаянное стремление к внутренней свободе, правда, как справедливо заметил Армен Медведев, это стремление было подкреплено автоматом в руке. Но сегодня нам нужны совсем другие герои. И в фильмах Выборгского фестиваля они появились...
ЛУЧ СВЕТА - БЛАЖЕННАЯ НАСТЯ
Первый конкурсный фильм фестиваля "Слушая тишину" дебютанта Александра Касаткина вызвал ощущение сияния, озарения, просветления. По сюжету и интонации он похож на "Русалку" режиссера Анны Меликян, которая получила хорошие отзывы на недавнем "Кинотавре" и которая представлена нынче на фестивале "Окно в Европу" в номинации "Выборгский счет".
Главная героиня фильма "Слушая тишину", как и Русалка, тоже выросла у моря, получила от Всевышнего уникальный дар (слышать в тишине музыку и записывать ее посредством нот), мечтала, творила... И тоже, оказавшись в Москве, столкнулась с жестокой реальностью. Настя (ее замечательно играет Алина Сергеева) ради спасения человеческой жизни - своего племянника Дани, отказывается от музыки, от любви, от Москвы. Она отдает свою почку больному ребенку и уезжает в родную деревню, к морю. Героиня фильма "Слушая тишину" покидает наш безумный, гнилой (хотя и глянцевый) мир, чтобы сохранить в себе музыку, чистоту, свободу.
Эта картина, в которой одну из ролей играет великая актриса Ия Саввина, напоминает о душе, чести, ответственности за других. Фильмы "Слушая тишину" и "Русалка" напоминают о предостережении Антона Павловича Чехова, который говорил, что каждый счастливый человек должен помнить о том, что за его спиной находится много несчастных, больных, нуждающихся. И несмотря на то, что оба фильма заканчиваются трагически, перед зрителем возникает наконец-то свет в конце длинного тоннеля.
Отрадно, что эти картины сделаны молодыми режиссерами. Актер Виктор Сухоруков, ведущий телевизионные дневники кинофестиваля, кажется, на сей раз попал в самую десятку, сказав, что "будущее нашего кино - за молодыми".
Кстати, все начало фестиваля Виктор Сухоруков ходил трезвый как стеклышко, нарядный (каждый день в обновках) и, что самое поразительное, не пропускал ни одной кинопремьеры. На юбилее фильма "Брат" он напрямую заявил, что давно поменял свой прежний имидж, и "клоуна в его исполнении зритель уже не дождется". Сухоруков привез в Выборг серьезную картину Виталия Мельникова "Агитбригада "Бей врага!", показом которой завершится кинофестиваль.