Главная Экономика 15:26 14 Августа 2019 1015
Миллионы автомобилистов могут оказаться вне закона

В Думе хотят запретить эксплуатацию старых авто: неуклюжая попытка властей поддержать падающий спрос на новую технику

Евгений Акатов

Депутаты намерены запретить россиянам ездить на транспортных средствах «достигших предельного срока эксплуатации». Члены думского комитета по экономической политике и промышленности уже направили свои предложения в Минтранс и Минпромторг.  

Рекомендации народных избранников стали плодом июньских обсуждений экологических проблем на круглом столе в Госдуме. В ускоренном режиме необходимо разработать особую программу, которая ограничила бы использование устаревшего транспорта под «Евро-0» и «Евро-1», рассказала зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфия Когогина. Она направляла рекомендации по запрету старой техники в министерства. С другой стороны, нужно помочь бизнесу (предложения думцев касаются пока только коммерческих авто) обновить парк, наладить субсидии, льготный лизинг и льготное кредитование. Единственное ограничение по использованию транспорта на сегодняшний день: автобусы для перевозки детей должны быть младше 10 лет. И то – предписание вступает в силу только в следующем году.  

Ещё в 2013 году Минпромторг предлагал запрет на эксплуатацию коммерческого транспорта старше 15 лет. Появились поправки к закону «О безопасности дорожного движения»: они предполагают постепенный вывод из эксплуатации грузовиков от 12 до 25 лет. Правда, до депутатов поправки так и не дошли.

Минпромторг получил свежие рекомендации думского комитета. В ведомстве считают, что для вывода старой техники из оборота нужно экономическое, техническое и организационное регулирование. «А также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава»,— цитирует Минпромторг «КоммерсантЪ». В стране уже действуют программы льготного автокредитования, напомнили в министерстве. Также Налоговый кодекс даёт возможность регионам устанавливать размер транспортного налога с учетом возраста техники. Позднее в Минпромторге подчеркнули: запрещать использовать автомобили на предельных сроках эксплуатации не стоит. Экологические проблемы нужно решать путём экономической мотивации граждан покупать новую и более безопасную технику. В Минтрансе пока изучают предложения депутатов.

В компаниях, существующих за счёт продаж и обслуживания новых автомобилей идею депутатов одобрили. Интересная деталь: депутат Альфия Когогина жена президента КамАЗа Сергея Когогина. Там поддержали меры, «направленные на обновления парка грузовиков»: это улучшит экологическую ситуацию и повысит безопасность на дорогах.

Медленное обновление автопарка и большой процент устаревших машин на дорогах – серьёзный вызов отечественному авторынку, соглашаются и в ПАО «Соллерс». в ГАЗе беспокоятся о безопасности участников движения и рисках отказа старой техники.    

«Речь идет не о личных легковых автомобилях, а о коммерческих транспортных средствах. Все-таки личный автомобиль может по-разному эксплуатироваться. Он, например, может быть коллекционным, то есть никак не использоваться. Как его ограничишь?», - поспешил успокоить председатель Челябинского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Валерий Гартунг (цит. по URA.RU). 

Запретить ездить на старой технике ещё реально для коммерческого сектора: с простыми гражданами бороться бессмысленно, полагает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Эксперт подсказал ещё одну статью ограничений помимо возраста авто: пробег. В прежние годы наши производители закладывали срок службы машины на 120-150 тысяч км пробега, хотя на деле автомобили способны проезжать куда больше, рассказал Удалов. Он высоко оценил госпрограмму обновления парка машин, действовавшую до прошлого года. Гражданин получал скидки при покупке новой техники, если старую сдавал в утилизацию либо в trade-in. За три года работы программы таким образом реализовали 1,2 млн автомобилей. Пока Минпромторг не готов возобновить программу в прежнем виде, хотя она способна поддержать падение спроса.

Во всех случаях, когда это им удобно, наши чиновники глухи к ссылкам на западный опыт. Однако на французских и немецких трассах есть прекрасные грузовики возрастом под четверть века, отметил координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. А в портах и терминалах нередко можно встретить автомобили возрастом 20 лет при пробеге 50 тысяч км: здесь год выпуска техник уж точно не показатель. Для многих водителей предпочтительнее американский или европейский грузовик 10-15 лет, чем новый сомнительного качества, заметил Войтко.

Такая инициатива должна исходить от Конгресса США, но не от наших думцев, иронизирует координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Граждане ездят на старых авто отнюдь не из симпатий к ретро-технике, а из-за возможностей своего бюджета. Предложение депутатов лишь ударит по российской экономике, считает эксперт.

«Транспортные издержки находятся в любом товаре и услуге. Такая попытка регулирования повлечет рост цен, инфляцию, и многие организации могут просто свернуть свою деятельность, и будет дыра на рынке. Программа с экологией есть, но решать ее нужно так, чтобы не пострадали права граждан и не был нанесен удар экономике», — приводит РБК слова председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина. 

И, думается, правы эксперты. Ведь проблема низкого роста многострадальной экономики нашей страны в том числе в низком спросе. В июле 2019 года в стране продали 140 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 2,4% меньше чем в тот же период 2018 года и на 7,4% меньше предыдущего месяца, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса АЕВ. За прошедшие 7 месяцев года продано 969 тысяч авто, что на 2,4% меньше, чем за то же время в прошлом году. А в феврале 2019 года продажи новых легковушек впервые на российском рынке упали. И это после 22 месяцев роста.

Между тем, в июле продажи подержаных легковых машин показали рост на 5,4% относительно результата июля 2018-го, фиксирует «Автостат».

Страхи КамАЗа и других игроков рынка более чем понятны. Но разве спрос на новое возрастёт, если запретить даже одному только бизнесу ездить на стареньких машинах? Едва ли. Начнутся массовые штрафы, и люди уйдут в систему каршэринга или такси (которое пока выгоднее, чем собственный автомобиль – внутри города однозначно). Либо предприятия закупят новую технику, а издержки заложат в новый ценник своих услуг, как и отмечал тот же Похмелкин. Не надо ждать чудес от производителей авто, цен никто не снизит. По данным агентства «Автостат», с начала кризиса (2014 год) по ноябрь 2018 года цены на новые машины подскочили на 66%.  

Выводить из эксплуатации старую технику надо осторожно, уверен автоэксперт Игорь Моржаретто. «Делается это путем введения льгот для владельцев старых автомобилей при покупке нового транспортного средства, путем льготного автокредитования», - цитирует эксперта ФАН. Моржаретто отметил пользу от действовавшей ранее программы утилизации автомобилей. «К сожалению, эта программа ушла, что очень зря. И иных программ, которые бы мягко подтолкнули человека на покупку нового автомобиля, нет. А просто так запретить старые машины — очень опасно с социальной точки зрения, это чревато социальным взрывом», — сказал он.

По данным ГАИ, в России почти 21 млн транспортных средств старше 15 лет, а 10 млн – старше десяти. При этом общее число техники на дорогах и у граждан – 60,5 млн. Неужели власти поставят вне закона почти половину владельцев машин и мотоциклов? Даже если до такого не дойдёт, пострадает бизнес: речь о миллионах транспортных средств. А когда бизнес начинает терять, это бьёт по нам с вами – конечным потребителям.  

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3155
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3089
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 3058
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Экономика 00:01 / 29 Февраля 2024 3029
Как рыбку съесть?

Британское блюдо фиш-энд-чипс готовят из трески Баренцева моря, которая слишком дорога для нашего кармана

Александр Киденис
Труд
Может, пора уже для населения устроить настоящий рыбный день? Фото: Алексей Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

«У нас в Мурманске в советское время треску и минтай за еду не считали — кошек и поросят кормили. А сейчас по ценам все это деликатес», — говорят жители рыбной столицы...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Российское общество много лет ждет ответа на запрос относительно исправления ошибок приватизации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По иску Генпрокуратуры арестовано имущество сразу нескольких крупных предприятий, в 1990-х годах отданных в частные руки. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

По иску Генпрокуратуры арестованы акции и имущество Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Что за этим стоит: пересмотр всего комплекса имущественных отношений, сложившихся после 1991 года, или точечное изъятие...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 2799
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Максим Башкеев
Труд
Чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен бизнесу. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение...

Частных домов в России уже строится больше, чем многоквартирных

Алекс Зверев
Труд
Большинству россиян надоели «человейники», которые росли как грибы после дождя. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В начале нулевых я построил дом. Пришлось во многом себе отказывать, залезать в долги, но с годами пришел к убеждению, что это были лучшие мои инвестиции. Сегодня так думают миллионы: частных домов уже строится...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2341
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?