Вас тут не стояло

Полтора десятка золотых парковочных мест в центре Москвы незаметно превратились в ведомственную парковку ФНС

В самом центре Москвы на улицах Неглинная и Петровские Линии Центр организации дорожного движения тихонько заменил знаки «Платная парковка» на знаки «Парковка ФНС». Для несведущих: ФНС — Федеральная налоговая служба, а не Фонд народного спасения. Еще полтора десятка золотых по нынешним меркам парковочных мест (380 рублей в час!) превратились в ведомственную парковку.

Ранее налоговики уже располагали тремя аналогичными парковками, которые тихой сапой появились после отъема дорогого асфальта у москвичей. Но нет у революции конца: Улица Петровские Линии, по сути, стала частной: 70% мест там для ФНС, остатки — для инвалидов, такси, дипломатов и грузовичков. Простой смертный уже не сможет припарковаться даже за большие деньги. На улице Неглинная мытарям принадлежит четверть всех парковок. Пока четверть...

Если понаблюдать, выяснится: на приватных местах паркуются преимущественно не служебные, а личные авто сотрудников ФНС. Ведомственный транспорт заезжает в ворота и исчезает в недрах двора. А теперь немного арифметики. Стоимость парковочного абонемента в этой зоне для обычного гражданина — 370 тысяч рублей в год. Предоставление бесплатного парковочного места чиновнику — это (если по закону) доход в неденежной форме. Интересно, начисляет ли ФНС своим сотрудникам налог на эту выгоду? Сильно сомневаюсь. Скорее найдется какое-нибудь соглашение между структурами мэрии и налоговиками: ФНС попросила, а городские власти любезно пошли навстречу...

Впрочем, подобных примеров — пруд пруди. Госдума, Совет Федерации, Генпрокуратура и другие многочисленные министерства и ведомства давно приватизировали немереные городские пространства, превратив их в свои парковки. Добавьте иностранные посольства, представительства субъектов Федерации, силовые ведомства и прочие большие и малые конторы...

Между тем знак «Парковка ФНС» не прописан ни в ПДД, ни в одном российском законе. А для зарубежья это вообще диковинка. Но молчит даже давний борец с номенклатурными привилегиями Элла Памфилова (извините, забыл упомянуть парковку «Для ЦИКа»). Кстати, привилегии советской номенклатуры, с осуждения которых, если помните, начался развал СССР, — детский лепет по сравнению с нынешними.

Тут самое время напомнить, что именно Конституция и законы не позволяли градоначальнику Юрию Лужкову ввести платные парковки в городе. Попробовав пару раз, он признался: это незаконно, город принадлежит всем. И тут дело даже не в личности человека в кепке (хотя и в ней тоже), а в том, что тогда, до нынешних усовершенствований, Основной и прочие законы работали лучше, да и в общественном пространстве была иная атмосфера. Оставались еще «сдержки и противовесы».

А ныне практически весь центр столицы переходит в пользование чиновников. И на местах не отстают: начальство, следуя примеру Москвы, успешно огораживает пространство для себя. К тому же федеральные ведомства имеют множество региональных структур. Вот и получается: вслед за дикой приватизацией 90-х нас настигла чиновничья приватизация, захват общественного пространства. Процесс идет полным ходом.

Это новая реальность, с которой нам придется считаться и над которой размышлять. В каком обществе мы живем? Какое строим? На капитализм, где вроде бы обладание деньгами уравнивает возможности, это не походит. При социализме с его всеобщими ограничениями можно было оставить машину даже у здания КГБ на Лубянке. Похоже на феодализм, но признаться в этом язык не поворачивается.

Нет, это какая-то новая общественно-политическая формация. Где верхи хотят жить как Рокфеллер, править как Сталин, а чиновники не прочь приватизировать государство и казну. Всем иным прикажете ходить пешком, заламывать шапки и бросаться ниц при виде барского лимузина?