И снова два одиночества встретились в Сети

«Любовь между строк»: кино для тех, кто уже понимает разницу между влечением и чувством

На наши экраны вышел немецкий фильм о тайнах и парадоксах любви по переписке под названием «Любовь между строк» — еще одна вариация на тему «одиночества в Cети», открытая когда-то поляком Янушем Леоном Вишневским. Его одноименная книга стала бестселлером, а затем была экранизирована. В основе «Любви между строк» лежит другой международный хит — роман австрийского писателя Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра», который был переведен на 32 языка, в том числе и на русский.

В центре фильма — взаимоотношения тех самых «одиночеств». В данном случае — университетского преподавателя, лингвиста Лео, которого только что бросила «любовь всей его жизни» Марлена, и Эммы — в прошлом подающей надежды пианистки, а ныне — заботливой жены дирижера-вдовца, лет на 20 старше ее, обремененного вдобавок двумя детьми от предыдущего брака.

Лео хочет и не может забыть коварную возлюбленную, которая предпочла ему испанского мачо, пилота международных авиалиний. Эмма, в свою очередь, страдает от деликатной, обходительной, но чересчур пресной нежности мужа, который не часто балует ее романтическими порывами и, уж простите, супружескими ласками. Случайно зацепившись друг за друга в Сети, Лео и Эмма начнут бойкую переписку. Сначала ироничную, колкую, потом все более заинтересованную, теплую. Под конец — откровенную, даже интимную, хотя при этом не впадающую в пошлость душевного, а тем паче телесного стриптиза.

В кадре не так уж много событий, лиц, локаций, способных приковывать зрительское внимание. Холостяцкая студия Лео, где он поначалу пытается утешиться с подругой своей сестры. Обжитой, но какой-то безликий, лишенный индивидуальности дом Эммы и ее семьи. Студенческие коридоры и больничные палаты. Супермаркет, где знакомые только по переписке герои едва не столкнутся лбами. Многолюдная кафешка, в которой Лео и Эмма назначат первое свидание между пятью и семью вечера, но побоятся открыться друг другу.

Дважды ненадолго мелькнет в кадре неприветливое серое зимнее море как отражение душевной замороженности героев. Но чаще мы видим на экране главных героев у компьютера или с телефоном в руках, в разное время суток, в том числе и глубокой ночью, переписывающихся в интернете. Читаем на мониторе или слышим произнесенные вслух их письма, реплики, комментарии. Казалось бы, это все не кинематографично, это, в конце концов, скучно.

Фильм, как на мой вкус, и впрямь длинноват (я бы предпочел вариант, скажем, не на два часа, а на час сорок). И в нем есть серьезная сюжетная натяжка. А именно: в эпоху интернета героям совсем нетрудно найти в Сети фотографии друг друга. И то, что Лео и Эмма полгода переписываются и даже делают попытки встретиться, но наобум, вслепую, — в это верится с трудом. Такой сюжетный ход — чистой воды авторский произвол. Или намеренная условность, кому как ближе.

Но фильм режиссера Ванессы Йопп берет в плен не сюжетными конструкциями, не визуальными аттракционами, а другими немаловажными достоинствами. Остроумными текстами переписки героев. Блеском их спонтанных реакций и комментариев. Выразительной и точной операторской работой. Завораживающей музыкой — и современной, и классической, по-своему аккомпанирующей взаимоотношениям героев. Романтической интонацией, которая звучит неожиданно свежо и ново в век всеобщей сексуальной раскрепощенности.

Наконец, замечательными актерами, которые находятся в зените мастерства. В главных ролях — европейские звезды Александр Фелинг и Нора Чирнер, на их счету десятки сыгранных ролей. Фелинг, снимавшийся у самого Тарантино в «Бесславных ублюдках», играет сорокалетнего профессора-книжника, жаждущего любви, но опасающегося разбить любовную лодку о быт. Бездонные темные глаза мятущейся героини Норы Чирнер способны заворожить всякого, кто отважится в них заглянуть...

Все это делает фильм увлекательным путешествием во внутренний мир героев — интеллигентных, благородных, тонко чувствующих, которые, безусловно, заслуживают свалившейся на них с небес (то есть с просторов Сети) большой любви. А само кино на фоне нынешнего пандемического малокартинья вправе замахнуться на искренний зрительский интерес. И если кровожадный голливудский триллер «Неистовый», который на этой неделе вырвался в лидеры проката, с упоением смотрит молодежь, то «Любовь между строк» придется по душе зрителям постарше. Тем, которые уже понимают разницу между влечением и чувством.