НАМ ЛЕГЧЕ ТАМ, ГДЕ ВСЕМ ТРУДНЕЕ

ОЛИМПИАДЫ УТОНУТ В ГИГАНТИЗМЕ
По самым скромным подсчетам, для и "неформальной" победы

ОЛИМПИАДЫ УТОНУТ В ГИГАНТИЗМЕ
По самым скромным подсчетам, для и "неформальной" победы надо завоевать 35-37 золотых медалей из 300 разыгрываемых. Обратите внимание на последнюю цифру: чемпионство оспаривается в 300 (!) дисциплинах. Многие из них не популярны. К примеру, софтбол, триатлон, женская тяжелая атлетика вполне безболезненно для своих немногочисленных почитателей могли бы и дальше оставаться вне олимпийских арен. Бейсбол и тхеквондо собирают толпы лишь на далеких от нас континентах. Гребной слалом, при всем уважении к смелости лодочников, - скорее экзотическое увлечение, чем полнокровный олимпийский вид. Но почему же тогда все эти спортивные карлики ворвались в последние годы в программу Игр? Отдав должное настойчивости руководителей Международных спортивных федераций по этим видам спорта, "дожавших" президента МОК Самаранча, я бы рискнул дать и другое объяснение олимпийскому гигантизму, Спортивный мир "устал" от наших бесконечных побед. И в Атланте, и в Нагано... присытились бесконечно повторяемой мелодией российского гимна. Надоело вкладывать деньги в большой спорт, щедро подкармливать своих звезд, а в итоге все равно получать болезненные щелчки от русских. Мощнейшие телеканалы, главным образом американские, вкладывающие теперь миллиарды долларов в олимпийские трансляции, считают, что могут рассчитывать на нечто более приятное для собственных зрителей, нежели тиражирование успехов замечательных парней и девушек из России. И если уж возможно убедить австралийцев изменить сиднейское время, "отдать" час ради удобства американских телезрителей, то почему бы не скроить олимпийскую программу так, чтобы успехи одной, отдельно взятой державы выглядели бы для всей планеты не столь впечатляюще? Вот и разбухала, впитывая в себя все новые виды спорта и дисциплины, программа Олимпиад.
Сегодня Игры явно прихварывают. Диагноз определить несложно: да, это гигантизм. Даже специалистам и опытным спортивным журналистам трудно уследить за всеми перипетиями борьбы, выделить главных героев из массы чемпионов. Просто побывать на всех олимпийских объектах. В Сиднее они раскиданы настолько далеко друг от друга, что это физически недостижимо. И гегемонии одной страны, выступавшей в последние 12 лет под флагами СССР, Объединенной команды СНГ, а теперь вот России, благодаря всем олимпийским новшествам должен был бы прийти конец.
ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ СРЕДИ СИЛЬНЕЙШИХ?
Этому есть несколько конкретных, а также и слегка мистических объяснений. Очень уж прочной оказалась спортивная пирамида, построенная при "проклятом социализме". Талантливого ребеночка точненько вели вверх по отполированным предшественниками ступенькам. Детская спортшкола - спортинтернат - Высшая школа спортмастерства - сборная страны. А там и до медали близко.
И даже последнее десятилетие, потраченное бестолково на поиск собственного "российского пути", не смогло до конца разрушить сложившуюся спортивную систему. Мы отступили почти по всем фронтам: в экономике, науке, в военно-промышленном комплексе. Даже в балете солистов мирового класса сейчас поменьше, чем в начале 90-х. А в спорте количество лидеров никак не убывает. Помимо системы, есть тут, видимо, генетика. Чтобы победить на Олимпиаде, надо честно месяцами и годами отстрадать свое на нескончаемых тренировках. Не всякий американец или немец готов отрешиться от радостей земных ради призрачной олимпийской победы. То ли еще она придет, то ли нет. Кто из иностранцев вышел бы на борцовский помост Атланты с надрывом мышцы руки, как наш Карелин? Великая американская бегунья Мэрион Джонс тут же снялась с соревнований чемпионата мира-99, получив болезненную травму. А россиянка Света Мастеркова выиграла в похожей ситуации 1500 метров. И только, когда сняла после бега шиповку, я с ужасом увидел, с какой болезненной раной она бежала. Наш народ - стоек. Жизнь, бесспорно, более трудная, чем в державах - главных спортивных соперницах, закалила не только мышцы, но и волю. Умение терпеть, сражаться, добиваться своего не благодаря чему-то, а именно вопреки, - в россиянах заложено с молоком матери.
Но мы - совсем не бессребреники. В карьере, допустим, темнокожего американского спринтера Мориса Грина 100 тысяч долларов за первое место - явление если и не обыденное, то привычное. А русский парень-супертяжеловес Андрей Чемеркин такую сумму выиграл первый раз в жизни за победу в Атланте-96, для него это - экстра-приз, настоящая финансовая вершина. Возможность прокормить себя, жену и троих детей. Закончив профессиональную карьеру, Грин пойдет в любую фирму, где ему еще годы с удовольствием будут платить 100, 200, 400 тысяч долларов в год за одно лишь имя (как "двигатель рекламы"). А наш Чемеркин в основном потратил свою олимпийскую премию из Атланты, чтобы как следует подготовиться к Олимпиаде в Сиднее...
Заложен в россиянах и патриотизм, гордость за флаг державы. Желание прославить не только себя - страну тоже. Спортсменов типа красавицы-теннисистки Анны Курниковой, сражающейся в основном ради себя да мамы, в спортивной семье не так много. Когда выпадает редкое счастье откровенно поговорить с нашими звездами, уходят и тревоги, и иногда охватывающее отчаяние от незадачливой жизни. Молодые, да и не столь уж юные спортивные таланты готовы на жертвы, боль, на что угодно - только бы доказать: мы, как и раньше, лучшие. Не торопитесь сбрасывать россиян со счетов...
ТОЛЬКО ДАДУТ ЛИ НАМ ВЫИГРАТЬ?
Вопрос серьезнее, чем кажется. Многое, гораздо большее, чем видно простому болельщику, зависит от судей. Помню, еще в самом начале 70-х, да и позже, ездил по миру переводчиком с нашими сборными. Устанавливали контакт с судьями в рамках дозволенного. Приглашали на маленький прием в гостиничной комнате. Одаривали в складчину банкой икры, бутылкой "Столичной", а то и пыжиковой шапкой. Подношения были скромными по сравнению с дарами главных и второстепенных соперников - часами "Омега", магнитофонами... Делалось же все это у нас с единственной целью: мы всегда обращались к судьям с просьбой судить честно.
Вспоминая кое-что на сентябрьском приеме в Кремле о тех уже давних временах со знаменитым нашим чемпионом, ныне тренером, мы оба грустно рассмеялись. Какая там "Столичная"? Куда ей против "мерседеса" БМВ или приглашения судьи с семьей на Гавайи. Да, меры воздействия на арбитров у наших соперников здорово изменились. Нам за ними не поспеть. Да и не пытаемся мы решить судьбу медалей такими методами: нет ни средств, ни, главное, желания. А многие судьи сделались и капризнее, и, что печально, сговорчивее.
Получилось так, что именно в видах спорта, где все решает не секундомер, не фотофиниш, а мнение конкретного арбитра, подобралась в России компания основные претендентов на медали. И подчас при прочих равных именно субъективная оценка судьи может решить спор не в нашу, российскую пользу. Так в последние лет семь-восемь уже частенько бывало. Увы, нет никаких оснований полагать, будто в Сиднее восторжествуют чистые принципы "Фэйр-плей". Скорее, наоборот.
Так что тезис о возможном выигрыше 35-37 золотых медалей я бы назвал, скорее, честной оценкой собственных сил и возможностей, нежели реально достижимым результатом. Думаю, 30 чемпионских медалей - та самая олимпийская вершина, которую нам реально удастся взять.
И еще об одном. Предупредим заранее наших болельщиков. Программа Игр (прямо на удивление) составлена так, что в первые полторы недели сборной России на громкие победы, кроме как в спортивной гимнастике, рассчитывать не приходится. По словам олимпийского чемпиона, руководителя Группы подготовки к Олимпиаде-2000 Анатолия Колесова, "если бы мы были более подозрительными, то могли бы даже заподозрить составителей расписания в необъективности". Так что на первой половине дистанции тревожиться особо не стоит. Громких побед и не запланировано.
КТО В ГЛАВНЫХ СОПЕРНИКАХ?
Они все те же: сборные США и Германии. Вероятно, добавятся сюда и хозяева Игр австралийцы, которых будут всячески тянуть и подтягивать. Немецкие ученые-аналитики, взвесив все "за" и "против", досрочно вывели на первое место американцев. Мы - по их прогнозам - вторые, ну а третьи - они, немцы.
Россияне с таким дележом не согласны. Да, сборной США созданы идеальные условия. Их Национальный олимпийский комитет буквально гребет доллары, заключив выгоднейшие телеконтракты. Получает дотации от федеральных властей и щедрые пожертвования от спонсоров. Денег у американцев - немерено, выдающихся атлетов, среди которых Мэрион Джонс, претендующая на 5 золотых наград в легкой атлетике, - немало.
И все-таки в спорте с первой промышленной супердержавой мира можно потягаться. У нас спортсмены претендуют на медали в 17-18 видах спорта. У американцев в 9-11. И если австралийские, английские и немецкие пловцы, а также наши легкоатлеты дадут сборной США бой на беговой и плавательной дорожках, то золотых наград нашего главного соперника поубавится.
И потом, еще раз вспомним о крепком нашем российском духе. В далекой Австралии (это не Атланта с ее тепличными для хозяев условиями) будет тяжко всем. А там где тяжко, где победу надо вырывать потом и кровью, россиянам по-прежнему, верится, нет равных.
БУДЕМ ВМЕСТЕ И В РАДОСТИ
Как-то уж так получается, что в последнее десятилетие, потрепанная непросчитанными перестройками и реформами, страна наша ощущает единение лишь в моменты беды. Гибель "Курска", борьба с террористами, прочие несчастья сплачивают нацию. Мы вместе в часы утрат и потерь. Просыпается самосознание, мы стремимся хоть как-то помочь обездоленным. Здесь и проявляется знаменитая русская сердобольность.
Спорт, особенно спорт высших достижений, дарит радость. Она явственнее всего проявляется в мгновения российских олимпийских побед. Мы в очередной, однако совсем не лишний раз доказываем миру и себе: мы остаемся на высочайших в мире спортивных вершинах. А уж коли получается в спорте, где соперничество столь остро, что ни с чем не сравнить, то должно, обязательно должно получиться и в других сферах многогранной жизни нашей. Мы способны, мы можем, мы умеем побеждать. Оторваться от нелегких забот, глянуть "свысока" на неудачи чертовски сложно. Объединиться, сплотиться, почувствовать радость вместе и сообща помогут большие спортивные победы. За ними и едут в Сидней наши спортсмены.