ПРОФСОЮЗЫ ДОЛЖНЫ ПРЕОДОЛЕТЬ БОЛЕЗНИ РОСТА

У депутатов Госдумы заканчиваются каникулы. Вернувшись в Москву, парламентарии займутся первоочередными задачами государственного устройства. Среди главных вопросов - принятие новой редакции КЗоТа. От народных избранников зависит, по каким законам нам устраиваться на работу, получать заработную плату, увольняться. Основными оппонентами правительства при обсуждении проекта Кодекса труда стали профсоюзы. Удалось ли уладить противоречия и когда ожидается принятие КЗоТа, мы решили спросить у весьма осведомленного в этом вопросе человека - Александра Починка, министра труда и социального развития.

- Александр Петрович, все же когда будет принят новый КЗоТ?
- Несмотря на каникулы, работа над проектом не останавливалась. Работали эксперты, помощники депутатов, министерства и ведомства готовили свои поправки. Пройдена часть пути. Теперь предстоит рассмотреть каждую статью, каждую главу. На это уйдет несколько месяцев. Но я все же надеюсь, что новый КЗоТ в России появится уже к концу нынешнего года.
- Остались ли у правительственного проекта Кодекса непримиримые противники?
- Сейчас концепцию КЗоТа поддерживают все участники трудовых взаимоотношений: профсоюзы, работодатели и правительство. Я уверен, что профсоюзы будут отстаивать поправки, расширяющие их права и защищающие их собственное материальное положение. Невысокий уровень жизни в стране и наводит профсоюзы на мысль о том, что необходимо требовать дополнительные льготы - для служащих и для себя. Но есть пределы, устанавливаемые рамками бюджета. Правительство считает экономически безосновательными требования уже завтра уравнять минимальную зарплату с прожиточным минимумом. Увы, это просто нереально в сегодняшних условиях.
- Чуть больше 10 лет назад в нашей стране был всего лишь один профсоюз - ВЦСПС. Сегодня в России "защитников интересов рабочих и служащих" куда больше. В вашем министерстве ведется соответствующая статистика?
- Думаю, что нельзя назвать бывший ВЦСПС профсоюзом в буквальном смысле. Он был государственно-партийным филиалом. Сейчас в России действует более 100 оформившихся профессиональных союзов. Три-четыре из них - гиганты, а самый большой - ФНПР. Они, как правило, занимают согласованную позицию в рамках трехсторонней комиссии, в которую входят профсоюзы, правительство и работодатели. Правительство готово сотрудничать с любыми профобъединениями, настроенными на конструктивную работу.
- Профсоюзы в последнее время все чаще занимаются большой политикой. С вашей точки зрения, это - допустимо?
- Политическая жизнь в России все больше напоминает цивилизованную многопартийную систему. Я не удивлюсь, если на базе нынешних профсоюзов вырастет политическая партия. Возможно, тот или иной профсоюз примкнет к одной из существующих партий.
И все же главная функция профсоюзов - защита прав трудящихся. Поэтому мы и проводим политику "трипартизма": правительство - профсоюзы - работодатели. Каждый должен заниматься своим делом. Предприниматели должны зарабатывать, правительство должно проводить макроэкономическую политику, выгодную всем гражданам, а профсоюзы должны защищать интересы работающих граждан. Мы согласны с тем, чтобы в КЗоТе за профсоюзами были закреплены максимальные права. Например, работодатель не может отказаться от переговоров, предложенных профсоюзами; на время диалога переговорщики от профсоюзов не могут быть уволены; определены сроки ведения переговоров, чтобы одна из сторон намеренно не затягивала их. Предприниматель обязан предоставлять на территории предприятия помещение для проведения профсобраний.
При этом мы не стали вписывать в кодекс параграф, разрешающий профсоюзам голосовать на собрании акционеров - это было бы неправильно. Но при этом представители профсоюза могут принимать участие в этом собрании и даже выступать с предложениями, чтобы донести до руководства мнения трудящихся.
У профсоюзов есть еще одно грозное оружие - забастовка. Мы упростили процедуру подготовки к забастовке. Если раньше для этого требовалось несколько месяцев, то теперь с этим процессом за месяц справится даже не очень опытный организатор. Но я-то надеюсь, что, став более доступной, забастовка утратит свою привлекательность среди профсоюзов. Ведь забастовка, словно ядерное оружие, поражает абсолютно всех. Это - прямые убытки, бьющие как по работодателям, так и по работникам. Продолжая военно-политическую аналогию, коллективный договор сродни договорам о разоружении. Пусть участники коллективного договора сами принимают условия взаимовыгодного сотрудничества. В случае нарушения этого соглашения в ход могут идти уже более радикальные методы защиты собственных прав.
В то же время мы не хотим унифицировать коллективный договор, поскольку на разных предприятиях устанавливают различные условия труда. Например, для парикмахерской принципиальное значение может иметь цвет шторок, а на большом заводе речь идет о дополнительном транспорте и заводских профилакториях. Поэтому мы лишь создаем условия для договора: вы обязаны договориться, а уж как вы это сделаете, - решать вам самим.
- Александр Петрович, и все же, как должно вести себя государство в отношении профсоюзов?
- Правительство должно считать профсоюзы партнером. Партнером по трехсторонней комиссии. Я бы хотел, чтобы любое решение, связанное с вопросами труда, сначала обсуждалось на этой комиссии. Работодатели и профсоюзы помогут нам так скорректировать тот или иной исполнительный акт, чтобы он действовал, а не только оставался бы на бумаге.
- Способны ли, на ваш взгляд, нынешние профсоюзы защитить права трудящихся?
- Сейчас положение печальное: на огромном количестве предприятий просто нет профсоюзов. Трудящиеся либо считают, что могут обойтись без "главного защитника", или попросту боятся создавать профсоюз. Я полагаю, что новый Кодекс приведет к увеличению числа профсоюзов на предприятиях. Можно, конечно, представить себе и другие способы защиты собственных прав, но профсоюзы - самый проверенный и эффективный способ.
- А если руководство предприятия запрещает создавать на своей территории профсоюз?
- В таком случае руководству придется заключать коллективный договор с трудовым коллективом, с которым договориться куда сложнее. У профсоюзов, по новому КЗоТу, появляются свои рычаги влияния: сама процедура переговоров с работодателем о заключении коллективного договора, наличие специальных инспекций по труду, участие в трехсторонней комиссии, обращение в суд. Меня, кстати, пригласили на открытие первого в России трудового суда, который поможет эффективнее гасить трудовые конфликты без забастовок.
- Не кажется ли вам, что существующие между профсоюзами противоречия основаны на прошлых обидах на "несправедливый раздел" собственности ВЦСПС?
- Это - старая проблема, постепенно сходящая на нет. Унаследованная собственность стареет, теряет в цене - и обиды постепенно тают.
- И все же нынешние профсоюзы иногда напоминают акционерные общества с огромной финансовой базой. Порой кажется, что "защита прав трудящихся" - лишь удачный лозунг на вывеске коммерческого предприятия по имени "Профсоюз".
- Безусловно, подобное замечание небезосновательно. Но это пройдет. По-моему, это - болезнь роста, от которой профсоюзы должны рано или поздно вылечиться.
- В декабре в НПСР состоятся перевыборы председателя. Как вы относитесь к возможной смене власти в этом профсоюзе?
- Принцип принятого нами "трипартизма" таков: мы не вмешиваемся во внутренние дела наших партнеров. Я уверен, кто бы ни был у руля НПСР - Шмаков или кто-то другой, - мы все равно найдем с профсоюзами общий язык.