БЕЗБРЕЖНЫЙ "ГУМАНИЗМ"

В любой стране мира помилование осужденного - мера еще более исключительная, чем исключительная мера наказания. Применяется она от силы десять-пятнадцать раз в год после тщательного рассмотрения каждой кандидатуры целым рядом инстанций. Так, в Германии за последние пять лет были помилованы всего 111 человек, в Японии - ни одного за последние тридцать лет. А в Великобритании и вообще не существует подобной законодательной нормы. У нас же по традиции любое, даже самое благое дело почему-то странным образом превращается в кампанию и дает в итоге совершенно не те результаты, на которые рассчитывали.

То же самое произошло и с помилованием. Предварительно несколько лет пресса обрабатывала общественное мнение и законодателей на предмет того, что правосудие у нас карательное. Приводились соответствующие примеры, когда человек получал пять лет за украденную курицу или три года за мешок картошки. Особенно навязчиво проводилась мысль, что помилование - слишком серьезное дело, чтобы доверять его работникам правоохранительной системы, поскольку, дескать, их психологию уже не изменить. Поэтому, мол, неплохо бы создать комиссию по помилованию из уважаемых людей, которая не будет входить в систему МВД или прокуратуры, а непосредственно подчиняться президенту.
И такая комиссия десять лет назад была создана. Возглавил ее писатель Анатолий Приставкин, человек в литературных кругах весьма уважаемый. И поначалу все было нормально. Председатель комиссии периодически отчитывался в прессе, сколько бытовых преступников и мелких хулиганов освобождено из-под стражи, делился планами на будущее, охотно рассуждал о гуманизме и т.п.
Однако через несколько лет с комиссией стали происходить странные вещи. Работа велась, общее количество заключенных сокращалось, однако число помилованных росло.
Одновременно менялся и качественный состав помилованных. Среди благополучно вышедших на волю гораздо раньше срока как-то все меньше становилось мелких хулиганов. Зато гораздо быстрее росло число людей, обвиненных в бандитизме, особо опасных рецидивистов и "уважаемых авторитетов". Так, вероятно, для забавы был помилован гражданин по фамилии Забавин, осужденный уже в четвертый раз. И, наверное, исключительно по доброте душевной комиссия отпустила на волю матерого рецидивиста по фамилии Добренький, судимого за разные преступления семь (!) раз. А если без шуток, то миловали и похитителей людей, и разбойников, и даже осужденных за несколько убийств.
Понятно, что злые языки не оставили такой массированный гуманизм без сокрушительной критики. Поползли странные слухи о том, что для комиссии важна не величина срока, а величина "выходного взноса", что давно уже ее члены с рядом адвокатов создали совместные предприятия и т.п. Но на то они и злые языки...
Однако к концу прошлого года ситуация дошла до такого абсурда, что ее уже невозможно было не заметить. Так, из почти 13 тысяч помилованных обнаружились 14 бандитов, 18 похитителей людей и 2689 человек, осужденных за убийство. Правоохранительным органам изрядно прибавилось работы, поскольку выяснилось, что если среди амнистированных процент рецидива колеблется в районе 3-3,5, то среди помилованных он составляет свыше 10 процентов. И если учесть, что за время работы комиссии на свободу вышли около 10 тысяч убийц, то легко подсчитать, какой криминогенный шлейф они успели оставить за собой.
Такова цена безудержного милосердия...