КИНОШОК: ДУБЛЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

Удивительное чувство испытываешь, попадая на анапский фестиваль. Словно в пансионате "Фея", где нашли приют участники и гости "Киношока", отчасти воссоздана своеобразная модель еще недавно существовавшего огромного государства.

Здесь Бадур Цуладзе ведет неспешные разговоры с Алексеем Булдаковым, Виктор Мережко братается с Расимом Балаевым, Ирина Шевчук делится чем-то своим, девичьим, с Гражиной Байкштите. В отличие от политиков, которые не всегда находят общий язык, мастера экрана легко понимают друг друга.
Каждый год в обязательном порядке появляется в Анапе и незабываемый Ромео из памятного фильма "В бой идут одни "старики", он же прекрасный узбекский актер Рустам Сагдуллаев. Приезжает, надо сказать, не с пустыми руками. Но в этот раз в искреннем желании порадовать друзей Рустам превзошел самого себя: вместе со своим продюсером Тимуром Крюком и при помощи узбекской общины, проживающей в Анапе, он устроил для киношоковцев грандиозный дастархан. А напоследок почетным гостям подарили еще и удивительной красоты узбекские халаты, ручной работы тюбетейки.
-Это была счастливая идея - собрать мастеров кино бывшего СССР именно на Кубани, - говорит президент "Киношока" Виктор Мережко. - Наш фестиваль, многоликий и многоязыкий, пришелся жителям Кубани по душе.
В этом легко убедиться, побывав хотя бы на одной фестивальной встрече. Так, на встречу с Ларисой Голубкиной и ее неувядаемым фильмом "Гусарская баллада" на центральную площадь Анапы пришли тысячи зрителей. Время, как выяснилось, не властно над кумирами, не властно над подлинной киноклассикой.
Станет ли со временем классикой хоть что-то из того, что впервые было показано на экране "Киношока"? Как знать... К сожалению, нынешний год не очень щедр на несомненные удачи. Кинематограф во многих странах СНГ и Балтии по-прежнему поражен хроническим безденежьем, а растерянные кинотворцы зачастую очень смутно представляют, что они хотят поведать "городу и миру". После конкурсных просмотров на "Киношоке" в обязательном порядке проходит обсуждение увиденных картин. На них здорово досталось и российскому фильму "Ковчег" - малоубедительной попытке перенести нереализованный в свое время сценарий Г. Шпаликова в наши дни, и претенциозной, холодновато-бесстрастной картине "Лунные поляны", впервые в российском кино трактующей тему греховной любви между братом и сестрой, и сумбурной, хотя и местами талантливой эстонской ленте "Сердце медведицы"... И все-таки под занавес фестиваля случилось маленькое чудо: многих видавших виды критиков сердечно взволновал (в том числе и меня) казахский фильм "Не плачь!", после которого как раз-таки хочется плакать чистыми, просветленными слезами.
Картина рассказывает историю маленькой девочки из глухого аула, которая по недосмотру родственников и врачей, по элементарному недоеданию в свои семь лет оказывается безнадежно больной. Полтора часа экранного времени мы видим упорные и, увы, безнадежные попытки ее тети, потерявшей голос оперной певицы, спасти больную. Сама лишенная средств к существованию, она сначала пробует продать свои концертные платья, потом сдает кровь, но этих жалких грошей не хватает даже на самые элементарные лекарства. И тогда в финале она устраивает для умирающей красочный спектакль, согревая ее последние часы теплотой своего голоса и щедростью своей души. По достоверности среды, по безыскусной точности актерской игры, по пронзительной взволнованности авторской интонации фильм режиссера Амира Каракулова чем-то напоминает "Танцующую в темноте" - знаменитый шедевр Ларса фон Триера, победивший в Канне. Казахская малобюджетная картина, конечно, скромнее датского киноколосса, да и Анапа - не Канн и не Венеция. Но ради одной только этой человечной и очень искренней картины, ради царящей на фестивале атмосферы дружбы и родства стоило, как мне кажется, проводить "Киношок".