СКРЕСТИМ "МОСКВИЧ" С "МЕРСЕДЕСОМ"

Западные автогиганты торопятся застолбить место на растущем российском авторынке. Следом за японской Toyota о планах строительства сборочного завода в России объявил германский концерн Volkswagen. В 2006 году в подмосковном Ступине немцы планируют наладить отверточное производство минивэнов. Правда, эксперты сомневаются, что дорогие по нашим меркам машины будут пользоваться популярностью.

Пока спрос на минивэны в России низкий, и продаются они очень плохо. Цена этой модели - более 24 тысяч долларов. Также дороги заявленные к производству в 2008 году в Нижегородской области японские модели "Камри" и "Королла". Нашему автопрому на первый взгляд волноваться нечего: конкуренты пока не готовы строить мощные автозаводы. По нашим данным, немцы рассчитывают на сборку 50 тысяч авто в год.
Однако не дремлют восточные соседи, ориентирующиеся на средний класс. Корейские и японские автоконцерны объявили о планах строительства новых мощностей на территории России. С 1 августа 2005 года на "Иж-авто" будет развернуто полномасштабное (40 тысяч в год) сборочное производство автомашин Kia. Стоить эта модель будет 10,5 - 11,5 тысячи долларов, то есть на 2 - 3 тысячи долларов дешевле, чем сейчас. Весной 2005 года на калининградском "Автоторе" южнокорейцы приступают к выпуску новой модели джипа. Интерес к простаивающим мощностям елабужского автозавода проявляют новые игроки на нашем рынке - китайцы. Присматриваются к России чешские и иранские компании.
Привлекательной для иностранцев Россия стала в 2003 году, когда продажи автомобилей выросли на 5,5 процента. Динамика продаж первой половины 2004 года еще более убедительна - почти 10 процентов роста. Быстрее в мире развивается только китайский рынок, где удвоились объемы продаж. В то же время авторынок Европы растет всего на 1 процент в год.
Стало быть, у россиян появились деньги, и они готовы их тратить на машины. Сегодняшняя ситуация, когда каждая четвертая проданная в России машина - иномарка, - тревожный звонок для нашего автопрома. Если экспансия пойдет такими темпами, то российские заводы потеряют на отечественном рынке "дешевую нишу" и изрядную часть прибыли.
Впрочем, существующие тревоги могут оказаться цветочками, если правительство согласится с предложением Минэкономразвития снизить с 10 до 3 процентов таможенные пошлины на ввозимые комплектующие для сборки иностранных автомобилей в России. Правда, при этом иностранцам предстоит довести локализацию (производство комплектующих в России) до 50 процентов. Пока им выгоднее поставлять на СП машинокомплекты, изготовленные, как правило, в странах Восточной Европы и Азии.
Пока вопрос касался отверточной сборки, на самом деле являющейся скрытой формой ухода от таможенных платежей, особенных волнений не возникало. Другое дело теперь, когда конкуренты смекнули, что Россия находится на пороге автобума. И автоконцерны рванули в нашу страну. За прошлый год производство иномарок с российской пропиской увеличилось сразу в 5 раз - до 55 тысяч машин в год. Можно не сомневаться, что этот показатель будет с лихвой перекрыт. Заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин уже заявил, что в первом полугодии на СП выпущено автомобилей больше, чем за весь прошлый год. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы в России будет производиться по 400 - 500 тысяч иномарок.
Вряд ли в нашем автопроме согласны с такими перспективами. Однако очевидно, что уповать только на защиту родного правительства уже не приходится. Прошлый год автозаводы увеличили производство автомобилей на 3 процента, а денежные поступления от продажи машин выросли до 4,2 млрд. долларов. На недавнем автосалоне лидеры автопрома продемонстрировали свои разработки. АвтоВАЗ в очередной раз показал готовящуюся к серийному выпуску "Калину", которая, как ожидается, в базовой комплектации будет стоить 7 - 7,5 тысячи долларов. На заводе обещают, что модель наконец оснастят двумя подушками безопасности. Горьковский завод запланировал на апрель 2005 года производство модернизированной "Волги" (ГАЗ-31105) с новым салоном. Здесь продолжается разработка нового автомобиля по цене до 10 тысяч долларов.
Специалисты считают, что на ближайшую пару лет "запас хода" и состояние кошелька большинства россиян позволят нашему автопрому худо-бедно держать свою нишу на рынке. Но не больше. В этой связи отмечается неуместность дебатов: оснащать или нет базовую комплектацию отечественных новинок подушками безопасности и системой АБС. Самым убедительным аргументом в пользу такого решения является статистика потерь на дорогах России, когда в ДТП только за шесть месяцев погибло более 30 тысяч человек. Если же автозаводы по-прежнему будут считать главным достоинством российских машин их дешевизну за счет убогой и опасной для жизни комплектации машин, можно не сомневаться, что зарубежные автогиганты быстро вытеснят россиян с их родного рынка.