ЭДУАРД ТОПОЛЬ: ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ

На протяжении многих лет он в своих книгах исследует проблему терроризма. По следам трагических событий с захватом заложников в столичном ДК на Дубровке он написал "Роман о любви и терроре, или Двое в "Норд-Осте", где, используя реальные факты, подробно рассказал о переживших весь тот ад заложниках, а также об участниках штурма. Сегодня Эдуард ТОПОЛЬ говорит о своем понимании ситуации, в которой сейчас оказалась страна.

- Почему Россия подверглась такой массированной атаке террористов? Почему именно сейчас? Почему так интенсивно? Ответы на эти вопросы должны дать политологи и аналитики спецслужб. А я бы хотел поговорить о предупреждении подобных злодеяний и о возмездии за них. Еще в 1987 году премьер-министр Израиля Ицхак Рабин предложил всем странам объединить усилия в борьбе с терроризмом, создав для этого глобальный международный центр. Эта влиятельная организация имела бы свою специфическую разведку, обширный банк данных, психологическую службу и свои силовые структуры, мобильные отряды которых могли бы в считанные часы высадиться в любой точке земного шара и тут же приступить к своим прямым обязанностям - обезвреживанию террористических бандформирований.
Сейчас нет смысла гадать, как бы развивались события в Северной Осетии, если бы, предположим, в Беслан оперативно прибыл такой десант. Но бесспорно одно: когда бы захватившие школу отморозки в первый же день столкнулись не с беспомощностью провинциальной милиции и растерянностью местных чиновников, а с умелыми действиями натасканных на борьбу с подобной нечистью профессионалов - это был бы совсем другой переплет. Сколько бы тогда мирных граждан вернулось домой живыми...
Жаль, что в конце 80-х, да и в последующие годы идея создания такого центра была воспринята скептически. В некоторых европейских государствах чиновники-законодатели до сих пор никак не могут выработать определение, что же такое "терроризм". Вы представляете, во всем мире от рук террористов гибнут тысячи безвинных людей, а где-то эксперты не могут придумать, как это определить! Усилия уходят в разговоры, в беспечное и преступное сотрясание воздуха, которое рано или поздно сменяется сотрясанием от взрывов бомб и смертью безвинных людей.
В отличие от политиков террористы всех стран не рассуждают, а давно уже объединились в международные альянсы. Создали что-то вроде своего "интернационала", используя ресурсы которого, они постоянно совершенствуются. Три года назад пострадала Америка, чуть позже Испания, сегодня - Россия. Сколько же можно терпеть, что нас бьют поодиночке?! Давайте смотреть правде в глаза: человечеству объявлена война, которая по масштабам вызываемых ею глобальных изменений в экономике и политике вполне может быть названа третьей мировой.
Должна ли сейчас повседневная жизнь в России стать такой же изощренно настороженной, как, предположим, в натерпевшемся от террористов Израиле? Там оставили без присмотра сумку в кафе - через десять минут место будет оцеплено полицией, и за нее примутся взрывотехники. В Израиле живет моя сестра. И я хорошо знаю, что жизнь там не останавливается ни на минуту: люди продолжают заниматься своими делами, любить, рожать и воспитывать детей. Просто там граждане самой жизнью приучены относиться ко всему иначе, чем в других странах. А спецслужбы как нигде безжалостны к террористам. Израиль всегда наносит ответный удар. Если кто-то совершил на его земле теракт, рано или поздно этот подонок получит свое. Не важно, во сколько это обойдется. Его найдут в любом уголке земного шара, выкрадут из любой страны и уничтожат.
Но самое главное - израильтяне доверяют своим правоохранительным органам, армии и правительству. Доверяют и одобряют их силовые действия. В России же я наблюдаю другую ситуацию. Из того, что прочитал за эти дни в газетах, можно сделать вывод, что большинство населения не доверяет тем, кто обязан его защищать. Это нехорошая, очень тревожная ситуация. Так не должно быть. Например, трагедия 11 сентября 2001 года сплотила Америку, как одну большую семью, в которой случилось горе. И сегодня у нас в США, как бы кто плохо ни относился к Бушу, но все признают, что его кабинет принял такие эффективные меры защиты, которые не позволяют террористам разгуляться. Какие уроки извлечет из последних событий российская власть? Какими будут ответные шаги России? Этого я пока не могу себе представить даже при своей писательской фантазии. Но они будут обязательно. Иначе нельзя.