НЕБО В ШАШЕЧКУ

Пробки на улицах, на выезде из города, во многих районах Подмосковья вконец замучили жителей столичного мегаполиса. Хотя бы частично разрешить эту проблему власти намерены не позднее первого полугодия 2006-го, выпустив в московское небо авиатакси. "Труду" удалось узнать подробности.

Идея создания авиатакси уже воплощена в жизнь во многих странах, раньше нашего столкнувшихся с проблемами на дорогах. Не первый год такое такси успешно работает, например, в США, в Западной Европе. Но слепо копировать их опыт для нас невозможно. Поставить идею на реальную российскую почву московские власти поручили авиакомпании "Атлант-Союз", назначив ее головным исполнителем комплексной программы "Московское воздушное такси". В России это будет первый опыт использования вертолетов и самолетов для коротких частных перелетов, поэтому проблем и вопросов пока больше, чем ответов.
ШЛАГБАУМ В НЕБЕ
По принятому в России порядку коммерческие полеты допускаются только вдоль утвержденных воздушных трасс, контролируемых гражданскими авиадиспетчерами. Все остальное воздушное пространство контролируется военными. Кроме того, небо над Москвой вообще закрыто для полетов. Для авиатакси придется делать исключение. Чтобы не подвергать население лишнему риску, маршруты в черте города проложат над руслами рек, промышленными зонами и автотрассами. Уже разработаны инструкции для полетов в этих воздушных зонах. Сейчас они согласовываются с Минобороны, ФСБ, ФСО, ГУВД, столичным управлением транспорта и связи, органами гражданской, экспериментальной и государственной авиации.
В дальнейшем на каждый полет над Москвой будут выдаваться специальные разрешения, причем не фирме-перевозчику, а конкретному воздушному судну. Интересно, сколько это с учетом российской специфики будет занимать времени? А то не пришлось бы ждать такси дольше, чем сидеть в длиннющей пробке.
НА ЧЕМ ПОЛЕТИМ
Для работы в московском авиатакси предполагается привлечь следующие типы воздушных судов:
М 101Т "Сокол" - первый российский турбовинтовой многоцелевой самолет, рассчитанный на 7 пассажиров. Дальность полета 1100 километров, скорость до 420 км/ч.
"Эмбраер-120" (Бразилия) - двухдвигательный турбовинтовой пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 30 пассажиров и груза на расстояние до 2000 километров с крейсерской скоростью 500 км/ч.
"Цессна-208 Гранд Караван" (США) - турбовинтовой пассажирский самолет на 12 пассажиров, летающий до 1500 километров с крейсерской скоростью 300 км/ч.
В-3А "Сокол" (Польша) - вертолет категории "А", позволяющий осуществлять перевозку 10 пассажиров в черте города.
СВ-4 "Стриж" (Польша) - легкий вертолет на 4 пассажира.
АС-355Н (ЕС) - городской вертолет категории "А" на 5 пассажиров;
ЕС-120Б (ЕС) - легкий вертолет на 4 пассажира.
ГДЕ ПОСТРОЯТ ВЕРТОДРОМЫ
Для начала будут использованы существующие вертолетные площадки на территории Москвы (на 33-м, 65-м км МКАД, в Тушине) и Московской области. Параллельно начнут строить новые (в Москве-Сити, на реке Сетунь, в Крылатском). Их намерены сооружать на берегах рек и крышах гаражей, больниц и медицинских центров.
СКОЛЬКО НА СЧЕТЧИКЕ?
Один час полета будет стоить порядка 650 долларов. Если предстоит лететь 10 минут, то соответственно стоимость полета составит чуть более 100 долларов. Остается разделить эту сумму на число пассажиров. Принцип расчетов аналогичен обычному такси: если вертолет рассчитан на 7 человек, а летит один, то платить придется за всю машину целиком.
А КАК У НИХ?
Мелкие западные авиаперевозчики предлагают за небольшие деньги совершить перелет в любую точку Европы. Обычно компании ставят своей целью максимально быстро и недорого доставить клиента в нужную точку и для этого экономят на затратах по его обслуживанию. В самолете пассажиру не предложат кофе. Зато довезут из Берлина в Лондон всего за 30 евро. В Польше за километр берут 1,5 евро. Кроме того, европейские авиатаксисты упростили процесс регистрации и посадки на самолет по нашим понятиям просто донельзя. Вошел в терминал, заплатил и через считанные минуты взлетел.