04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОРКЕСТР НОН ГРАТА

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 14 Сентября 2005г.
Пианист и дирижер Михаил Плетнев постоянно говорит о своем желании поднимать культуру "глубинки". Концерт, состоявшийся на днях, при некоторой доле воображения можно счесть шагом именно в этом направлении: Михаил Васильевич открыл новый сезон в концертном зале "Оркестрион" на юго-западе Москвы.

История площадки не лишена драматизма. Когда-то, в пору перепрофилирования разорившихся кинотеатров, один из них, что у метро "Новые Черемушки", был передан плетневскому Российскому национальному оркестру в качестве репетиционного помещения. На подходе было открытие Московского международного дома музыки - РНО рассчитывал, что будет там регулярно выступать... Но неожиданно коллектив стал в ММДМ "оркестром нон грата": президент Дома музыки Владимир Спиваков "обзавелся" своим Национальным филармоническим оркестром, к тому же с РНО у него сложные отношения - ведь его, некогда главного дирижера коллектива, оттуда "попросили"...
Так что не от очень хорошей жизни Михаил Плетнев перенес центр тяжести своего творчества в Юго-Западный округ посреди доживающих свой век пятиэтажек. Хотя дело в результате сделано доброе: возник новый культурный очаг с залом на 480 мест. Конечно, проблем - масса. В таком маленьком помещении оркестр звучит неважно, ему там тесно. Дальше: правительство Москвы, с одной стороны, помогло в реконструкции, с другой - назначило сумасшедшую арендную плату. Поэтому и цены на билеты немаленькие: 700 рублей. И в отличие от Консерватории, нет галерки, куда можно было бы пройти за какие-нибудь 150 рэ.
Тем не менее народу на "премьеру зала" набилось невиданно. И, надо сказать, Михаил Плетнев удивил. Мало того что, как говорится, с места в карьер вывел на сцену солиста международного уровня пианиста Дениса Мацуева, с которым исполнил 1-й концерт Чайковского. Правда, само исполнение оказалось приличным, не более того. А вот 5-ю симфонию того же автора Михаил Васильевич продирижировал поистине феноменально. В заиграннейшем произведении он сумел так расставить смысловые акценты (где-то - нарочито замедлив, где-то - ускорив привычные темпы, где-то преувеличив паузу), что гениальная музыка "задышала" во всю свою богатырскую мощь. Пожалуй, со времен Мравинского я не испытывал от 5-й подобного впечатления. Похоже, после нелегкой полосы (в последние годы от Плетнева ушло, в основном в оркестр Спивакова, много классных музыкантов) Российский национальный начинает входить в свою былую форму.
Парадокс, но на следующий день то же произведение, сыгранное РНО уже на классической площадке, в Большом зале Консерватории, потрясло куда меньше. То ли Плетнев, озаботившись акустическими проблемами "Оркестриона", слишком приглушил медную группу, и в Консерватории ее было плоховато слышно, то ли просто артистам не хватило куража на два исполнения подряд...
Тем временем Российский национальный готовится к своему 15-летию. 20 и 26 октября - праздничные вечера в Консерватории. Ну а в "Оркестрионе" - и вовсе уникальный цикл: все симфонии и концерты Бетховена. Фортепианные концерты сыграет в феврале лично Плетнев. Под это дело в Новые Черемушки приедет бригада знаменитой фирмы "Deutsche Grammophon", с которой Михаил Васильевич дружит уже много лет, и запишет, а затем издаст на дисках все пять концертов. Может, заодно и акустику зала поможет улучшить.
Кроме того, в РНО намерены продолжать традиционные осенние "волжские туры". Ну и за рубеж по-прежнему будут ездить. Разумеется, для всего этого нужны деньги. В оркестре, сказал президент фонда РНО Сергей Марков, очень ценят ту символическую (Сергей Михайлович несколько раз подчеркнул слово "символическую") помощь, которую наконец-то первый в стране негосударственный оркестр начал получать от Минкульта в лице его Федерального агентства по культуре и кинематографии. А в будущем плетневцы рассчитывают, что государство возьмет на себя и более существенную долю заботы о коллективе. Например, обеспечит зарплаты, которые пока выплачиваются из общественного фонда оркестра. Фонду же есть смысл сосредоточиться на отдельных крупных проектах - прежде всего на гастрольной деятельности РНО в России, которую можно было бы существенно расширить. Вот тогда мечта Плетнева - доехать с оркестром туда, куда, как он выразился, можно только на тракторе добраться, осуществится в полной мере.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников