МЕЖА

Выстрелы раздались утром. Милиция и "скорая помощь", подоспевшие к месту трагедии, застали Константина Подкуйко лежащим с простреленной грудью посреди двора, а рядом его жену Ларису без сознания, но еще живую. За считанные минуты она была доставлена в районную больницу, но прожила там недолго. Ранения оказались несовместимыми с жизнью.

В гараже соседнего двора обнаружили еще один труп.
- По всей вероятности, Владимир Быстров застрелил своего соседа из охотничьего ружья, - рассказал и.о. прокурора Новопокровского района Олег Сипливый, - затем выстрелил в выбежавшую на шум жену Подкуйко. Осознав, что ему не избежать ответственности, он покончил жизнь самоубийством. Об этом говорит обнаруженное в гараже зажатое в тиски охотничье ружье и веревка, с помощью которой был сдвинут курок.
В станицу Калниболотскую я приехала в день похорон. Всех троих похоронили на одном кладбище. Станичники и родственники погибших, оглушенные трагедией, недоумевали. Ведь семьи Подкуйко и Быстровых знали друг друга давно и дружили. Еще в 1992 году они вместе переехали на Кубань из Якутии. Там Константин Подкуйко работал директором цементного завода, а Владимир Быстров - бригадиром на том же производстве. В те времена это было обычное дело: дорабатывал человек до пенсии на Севере, сдавал квартиру, а взамен получал дом на юге. Таким образом Подкуйко и Быстровы оказались соседями в станице Калниболотской.
Так что же случилось? Почему Быстров убил тех, с кем он плечом к плечу прошел почти всю свою жизнь?
- Трещина в их отношениях появилась после переезда на Кубань, когда надо было ставить забор между огородами. Эту межу они никак не могли определить, - рассказывает сосед Евгений. - Владимир считал, что Костя отмерил себе больше, чем ему полагалось.
- Разве из-за полоски земли в 40 сантиметров стреляют в людей? - возражает сестра убитого Лилия. - Это только повод, настоящую причину они унесли c собой. Знаю одно, что и на Севере, и здесь, на Кубани, Быстров всегда завидовал моему брату. Тому, что тот стал директором завода, тому, что в доме был достаток. Хотя мой брат всего добился сам, никто ему не помогал. Мы рано остались без родителей. Нас было трое детей, и он, как старший, заменил нам и папу, и маму. Сам выучился, меня на ноги поставил.
Быстров, как рассказывают станичники, внешне был спокойным человеком, но всегда в его характере отмечались жесткость, мстительность.
Зависть или обида терзала душу Быстрова. Мы теперь можем только предполагать, какой же невероятной силы должно было быть черное чувство, чтобы человек смог посягнуть на чужую жизнь. У каждого из нас время от времени могут появляться в душе обиды на знакомых и друзей, даже неприязнь, но ведь должен же быть какой-то порог, не позволяющий таким чувствам литься через край.
В судьбе Быстрова, оказывается, уже был подобный случай, и тогда представители закона проявили мягкотелость. Станичники рассказали мне, что из-за той же межи в апреле Быстров устроил драку и нанес Подкуйко удар железной трубой по голове, из-за которого тот оказался в больнице, а впоследствии почти оглох на одно ухо. Потерпевший подал в суд. На судебном заседании Быстров был признан виновным, но наказание вынесли условное. То есть отпустили с миром.
- Брат очень надеялся, что после суда Быстров успокоится, осознает вину, - рассказывала Лилия, сестра Подкуйко, - но этого не произошло.
Злую шутку в судьбах бывших приятелей сыграло их увлечение охотой. При обыске у Быстрова было обнаружено три охотничьих ружья, а у Подкуйко - пять. Один, не задумываясь, взял ружье в руки, чтобы убить соседей. Другой не смог поднять оружие на соседа. В недавней трагедии, как мне кажется, межа, пролегающая через огород, явилась только поводом к совершению убийства.
Глубинной причиной трагедии стала другая межа, которая проходит через сердце и разделяет там доброе и злое в человеке. Не дай Бог никому переступить через эту межу.
КОММЕНТАРИЙ
По данным МВД, в России так называемые бытовые убийства составляют до 80 процентов от всех совершенных. Вот что говорит по этому поводу известный писатель, советник президента Анатолий ПРИСТАВКИН:
- Ситуация отражает общий социальный уровень в стране и запущенность нравов. Бытовые убийства несут даже большую опасность, чем профессиональная преступность. "Бытовуху" прогнозировать невозможно. И, к сожалению, никаких улучшений в этой области криминала до сих пор не наблюдается. Все идет по старинке. Сосед убивает соседа, муж - жену, дети - родителей... Долгое время мне пришлось возглавлять комиссию по помилованию. И я еще раз убедился: больше всего убийств совершают в быту, нередко из-за мелочей. Потом спохватываются, но многие вещи исправить уже нельзя. Однажды, будучи в командировке, я встретился со стариком-крестьянином. Мы стояли на краю деревни, а вокруг были заросшие травой поля. Старик показал мне на дом на околице: "Вон там сосед убил соседа из-за метра земли. И убийцу отправили в тюрьму. Сейчас там сколько свободных полей, а убирать их уже некому. Земля, из-за которой пролилась кровь, стала ничейной". Для тех, кто еще в состоянии задуматься, эта история весьма поучительна...