РОМАН С КАМНЕМ

Она и художник, и модель. Артистизм у нее в крови. Она красива, и все, к чему она прикасается, тоже становится прекрасным. Вот только в золото пока не превращается. Елена - прекрасная, но небогатая...

- Никто из калининградских художников, работающих с янтарем, не стал богатым. Они просто работают, получают свой хлеб, но таких, чтобы кто-то шиковал, нет. А моих работ вообще немного. Творческих работ можно сделать ну хорошо если две в год. Потому что каждая из них должна быть собрана мною, каждый камешек выглажен, выгнут моими руками, иначе никак. Я хочу, чтобы янтарь сам говорил, какой он. И чтобы он был с человеком. А янтарь для меня живой, и поэтому я ему плохо не сделаю.
Но цветы из янтаря Градинаровой никто не заказывал. Да никто до нее и придумать такое не мог. Она дает мне букетик ландышей, и я, уже почти держа его в руках, глупо спрашиваю: "Это настоящие?" То, что они на самом деле выточены из камня, из застывшей на века смолы, трудно осознать не только мне - Зураб Церетели был поражен, увидев в Москве на выставке кленовые листья, каштаны, гроздья рябины работы Градинаровой - настолько они живые, подлинные в своей неувядаемой красоте.
Несколько работ Елены заслужили дизайнерские награды на днях высокой моды в Париже, другие получили признание в Японии, Литве. Оригинал ландышей сейчас в частном собрании в Америке. Браслет "Подсолнух" можно увидеть в калининградском Музее янтаря.
Мы сидим с Еленой в ее маленькой мастерской. Здесь возле окна - самодельный станок по обработке янтаря, похожий на бормашину стоматолога. Беру камень, пытаюсь сверлить - сверло скачет в руках, и я понимаю, что таким кропотливым, фанатичным трудом создавать произведения искусства может только преданный своему делу художник.
- Лена, как начался у вас этот роман с камнем?
- Мне этот янтарь не особо поначалу и нравился ... Когда я приехала в Калининград с мужем, - он привел меня в магазин янтарных изделий и сказал: "Покупай все что хочешь". А я хожу-хожу, и ничего мне не нравится.
А потом я познакомилась с ребятами, которые стали организовывать свои фирмочки по производству янтарных изделий и что-то пытались сделать. И тогда я разглядела янтарь - увидела, какой он разный. И что-то произошло... Я увидела, как работают с камнем прикладники. Сама начала обрабатывать. Первые свои дипломы за участие в художественных выставках получила в 1998 году, а высшее художественное образование - в школе Гедемина Яблонского - известнейшего художника Польши, работы которого во всем мире....
С Яблонским Градинарова познакомилась на Амберифе - ежегодной крупной выставке в Гданьске, теперешнем центре развития янтарной отрасли, где выставляют свои работы мастера разных стран. Лена надела на себя инкрустированные жилет и шорты - идея этого костюма пришла ей в голову не где-нибудь, а в знаменитой царскосельской Янтарной комнате. Шорты с янтарными вставками! И, конечно, Гедемин не мог пройти мимо такой модели.
- Я носилась по Амберифу в этом облике... Гедемин увидел мою работу и сказал: хочешь - приезжай, учись. Взял учиться без экзаменов, бесплатно! Я была одна из России в той группе. Я успевала и рисовать, и что-то по дому делать, учила польский, наслаждалась книгами по философии, истории искусств, ювелирному делу, фотографии, графике, дизайну... Я все впитывала как губка. И рисунок у меня пошел, и цвет, и рука пошла... Все цветы на улице перерисовала, все свои горшки на кухне, тыквы всякие, много работала с янтарем...
Два с половиной года она моталась на учебу в Польшу, и с тех пор ее на границе знают все - и пограничники, и таможенники, и консулы, и контрабандисты... Чтобы в ту пору пересечь польскую границу, надо было иметь при себе 100 долларов, и конверт с этой неразменной сотней так и хранился у нее все это время. Среди челночников и их коробок с сигаретами и водкой она одна ездила с папками рисунков.
- Я прямо горела огнем. Идеи из меня выплескивались. Я так переживала, что мне уже 40 лет и я не успею воплотить все мои идеи, а Зоя Васильевна Костяшова, заместитель директора Музея янтаря, сказала мне: "Леночка, успокойтесь: все, что вам отпущено, вы все равно сделаете". И я определилась с тем, что хочу сделать.
Во время учебы она жила в разных польских семьях. "Меня там передавали, как флаг". Она ночевала и в богатых особняках, и в домах, где кроме овсянки, из еды ничего нет.
- Мне встречались только чудесные люди! - убеждена Градинарова, - и в Польше, и в Москве, и в Питере - везде.
В первых числах сентября москвичи видели Елену и ее работы на ВВЦ на выставке "Добрые руки мастеров.
- Лена, а вы замечали, что на выставках у вас, мягко говоря, заимствуют идеи?
- А пускай заимствуют - мне не жалко. Все равно они не смогут сделать, как я...