«Звезда» восходит на Дальнем Востоке

В первый день форума российская делегация во главе с президентом нанесла визит на ССК «Звезда». Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Президент заложил сухой док на крупнейшем российском судостроительном заводе


В первый день Восточного экономического форума Владимир Путин посетил судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в городе Большой Камень Приморского края. Глава государства принял участие в церемонии закладки танкера типа «Афрамакс» и заливки первого куба бетона в основаниe самого крупного сухого дока в России.

В ходе визита на судоверфь «Звезда» Владимир Путин осмотрел транспортно-передаточный док, секции многофункционального судна снабжения и многофункционального докового комплекса.

Владимир Путин обратился к работникам верфи: «У вас будет уникальное предприятие. Док сухой — 500 метров. Такого вообще нет в стране! Да и в мире-то по пальцам пересчитать, где такие есть, — заявил президент РФ. — Здесь будут средние и крупные гражданские суда строиться, таких в России еще не строили никогда». «Это такой большой, крупный, общенациональный проект, даже не дальневосточный. В этом смысле вам повезло, что вы работаете на таком предприятии», — подчеркнул Владимир Путин.

Звездные технологии

Для создания уникальных крупнотоннажных судов судоверфь «Звезда» уже в 2020 году — на три года раньше заявленного изначально срока — планирует сдать в эксплуатацию самый крупный сухой док в России.

Технические параметры дока позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, в том числе крупнейшего арктического танкера-газовоза для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ», буровых судов высокого ледового класса, атомных ледоколов «Лидер», сложной морской техники, предназначенной для бурения на шельфе.

Док представляет собой сложное гидротехническое сооружение размерами 485 на 114 на 14 метров. Работы по инженерной подготовке территории и устройству котлована начались в прошлом году. Строительство дока ведется при участии ученых ДВФУ.

Проект строительства суперверфи «Звезда» — первой в России верфи крупнотоннажного судостроения — реализуется по поручению президента РФ консорциумом частных инвесторов во главе с «Роснефтью».

Производственная программа судоверфи в первую очередь ориентирована на нефтегазовые компании, осуществляющие добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и природного газа.

В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений. В том числе это будет техника, которая ранее в России не выпус-калась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений. К моменту завершения проекта мощность верфи по металлопереработке составит более 330 тысяч тонн в год. «Звезда» — уникальный высокотехнологичный судостроительный проект. При строительстве современной верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят комплексу стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

На верфи создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая максимально автоматизировать производственные процессы и управление. Среди уникальных технологий можно выделить высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные; технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования; современные технологии производственных процессов, процессов управления и планирования производства на всех этапах — от разработки документации до сдачи судна.

«Голиафы» и «Вымпел»

В прошлом году, также во время визита президента, на «Звезде» был введен в эксплуатацию открытый достроечный стапель — сложное инженерное сооружение площадью 12 гектаров. Это примерно как Красная площадь в Москве.

На стапеле установлено четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и уникальный кран «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн, аналогов которому нет на российских верфях. Краны такого типа позволяют вести строительство одновременно нескольких судов из крупных блоков (на существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн). С 2017 года крановое оборудование активно используется в производственной деятельности. Стапель позволяет строить суда и офшорные объекты длиной около 300 метров и шириной около 75 метров. Это крупнейшее на сегодняшний день спусковое и гидротехническое сооружение в России.

Теперь о кране «Голиаф», установленном на стапеле. Он был смонтирован при помощи китайских подрядчиков из China Heavy Industry Corporation Nantong — компании, которая в том числе специализируется на производстве и поставке кранового оборудования крупнейшим судостроительным верфям мира. Кран спроектирован для перемещения, стыковки и переворачивания грузов большого размера на судостроительных верфях. Высота «Голиафа» — 110 метров. Выше, чем здание гостиницы «Ленинградская». Ширина пролета составляет 230 метров и сопоставима с шириной стадиона «Олимпийский» в Москве. Отличительной особенностью является автоматизированная интеллектуальная система управления ASCS. Система полностью управляет работой крана, учитывает влияние комплекса внешних факторов и позволяет передать управление гигантом одному оператору.

Для работы на сухом доке в настоящее время строится еще один кран «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн, а также изготавливаются батопорт и башенные краны. В 2019 году данное оборудование будет поставлено на строительную площадку для монтажа. Строительство основных достроечных цехов сухого дока также начнется раньше графика, в 2019 году.

Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин сообщил в своем докладе, что для «Звезды» прошедший год был очень продуктивным.

Глава «Роснефти» доложил президенту России, что в 2019 году будут сданы в эксплуатацию ключевые объекты ССК «Звезда». Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

«За период с сентября 2017 года по настоящее время, — отметил он, — в рамках исполнения инвестиционного проекта СК «Звезда» заключено 157 строительно-монтажных договоров на общую сумму 46 млрд рублей. На территорию судоверфи доставлен уникальный транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 тысяч тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра». Это один из ключевых элементов верфи. Он предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной около 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой до 40 тысяч тонн и дедвейтом до 350 тысяч тонн, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов без специальных приспособлений и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска. Также док сможет осуществлять подъем из воды с последующей передачей на причал и спуск на воду ремонтируемых объектов, буксировку судна либо элемента буровой платформы. Док имеет высокую степень автоматизации. Процессом погружения и всплытия дока управляет один человек.

Из центрального пульта управления можно управлять всеми основными и вспомогательными механизмами и системами дока, а также вести наблюдение за процессами погрузки и выгрузки морских объектов. «Конструкция транспортно-передаточного дока уникальна для России, — отметил Сечин в своем докладе. — Док является безопорным и позволяет осуществлять на него продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов».

В дополнение к строящемуся сухому доку передаточный док позволит существенно расширить производственные возможности «Звезды», обеспечивая спуск на воду строящихся судов и морской техники с открытого тяжелого достроечного стапеля.

«В обеспечение производственной программы СК «Звезда» на открытом достроечном тяжелом стапеле заканчивается монтаж двух мобильных укрытий габаритами 28 на 28 на 26 метров, — сообщил Сечин. — Передвижные укрытия позволят производить укрупнительную сборку блоков судов на тяжелом стапеле круглогодично и при неблагоприятных погодных условиях.

Глава «Роснефти» доложил также, что в 2019 году будут сданы в эксплуатацию ключевые объекты верфи: цех сборки блоков, цех насыщения и модульной сборки, трубообрабатывающий и механомонтажный цехи. С вводом в эксплуатацию цеха сборки блоков мощность верфи возрастет до 90 тысяч тонн.

«Афрамаксы» и другие суда

По словам Игоря Сечина, строительство новой верфи и перевооружение существующего завода происходит одновременно с реализацией производственной программы. «Мы приложим все необходимые усилия для выполнения поставленных задач по строительству и выполнению производственной программы верфи», — пообещал Игорь Сечин президенту.

«Сегодня на стапеле начато формирование корпусов судов из блоков, построенных в цехах корпусных производств новой верфи, — отметил он. — Нами решены ключевые задачи с точки зрения технологии судостроения — обеспечена возможность не только строительства и сборки секций судов на стапеле, но и спуска судов на воду с помощью транспортно-передаточного дока для последующей достройки».

В соответствии с утвержденным графиком идут работы по строительству многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса. «На открытом достроечном стапеле формируется корпус головного судна, — отметил глава «Роснефти», — первый блок уже в сборе, секции корпуса готовы к сборке следующих блоков.

Впервые в России формирование секций и блоков судна ведется согласно передовым мировым практикам в судостроении — с установкой максимального объема судовых систем до формирования корпуса судна».

В 2019 году этап строительства первого головного судна на стапеле будет завершен и судно будет спущено на воду для достройки, испытаний и сдачи заказчику. Контракт на изготовление четырех судов снабжения ледового класса был, кстати, первым заказом, размещенным «Роснефтью» на ССК «Звезда». Именно эти четыре судна президент Путин заложил на верфи в прошлом году.

«В декабре 2017 года на верфи началась резка стали для танкеров класса «Афрамакс», — сообщил в своем докладе Игорь Сечин. — Состоялась поставка материалов, завершилось изготовление закладной секции для головного судна серии. Секция левого борта уже скантована в корабельное положение на открытом достроечном тяжелом стапеле».

Напомним, что в прошлом году состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса «Афрамакс». Суда строятся на ССК «Звезда» и будут сдаваться в эксплуатацию с 2021 года. Технологическими партнерами являются компании Южной Кореи, в частности Hyundai Heavy Industries Co. Ltd.

Длина одного судна — 250 мет-ров, ширина — 44 метра, осадка — 15 метров, дедвейт — 114 тысяч тонн, скорость — 14,6 узла. Танкеры представляют собой суда нового типа, работающие на газомоторном топливе и соответствующие новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей, которые будут введены с 2020 года. Это позволит использовать эти суда в зонах новых экологических ограничений, например в морях, омывающих Европу.

На производственных площадках ССК «Звезда» работы идут с опережением планового графика. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В октябре 2017 года дочернее общество НК «Роснефть» АО «Роснефтефлот» заключило с ССК «Звезда» договоры на строительство 10 арктических танкеров-челноков. Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 метра при температуре атмосферного воздуха до минус 45 градусов. Новую серию танкеров планируется использовать для перевозки нефти, добываемой на Пайяхском месторождении, из устья реки Енисей по трассе Северного морского пути как в западном, так и восточном направлении.

В рамках Петербургского международного экономического форума подписан договор между ССК «Звезда» и ФГУП «Росморпорт» на строительство мелкосидящего ледокола с опционом еще на три судна. Ледокол будет использоваться для организации проводки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, в том числе для нужд морских терминалов, оператором которых является НК «Роснефть». Первое судно серии из четырех мелкосидящих ледоколов планируется построить до конца 2021 года. Судно предназначено для эксплуатации в мелководных районах Арктики, Азовском и Каспийском морях, при необходимости и в других морских бассейнах.

Самый крупный портфель заказов

Таким образом, до Восточного форума в портфеле заказов «Звезды» было 26 судов: четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса; 10 танкеров класса «Афрамакс»; 10 арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн; арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тысяч тонн; мелкосидящий ледокол. Для сравнения: портфель заказов на одной из крупнейших судоверфей мира Samsung Heavy Industries составил в этом году 31 судно.

Подчеркнем, что «Роснефть» заключила с судоверфью эксклюзивное соглашение о размещении всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов.

В рамках IV Восточного экономического форума «Роснефть», СCК «Звезда», «ВЭБ-Лизинг» и «Сов-комфлот» подписали соглашения по строительству двух танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тысяч тонн с последующим фрахтованием. Таким образом, с учетом ранее заключенных соглашений портфель заказов ССК «Звезда» на танкеры этого типа увеличился до 12 единиц. Это крупнейший за последнее время серийный заказ на российских верфях.

По условиям соглашения заказ на строительство танкеров разместит на судоверфи «Арктик Лизинг». НК «Роснефть» и ООО «СКФ Эко» (структура «Совкомфлота»), в свою очередь, заключат два договора тайм-чартера (аренда судна с экипажем) сроком на 20 лет, для организации экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов из российских портов Балтийского региона. По окончании периода фрахтования суда переходят в собственность НК «Роснефть».

Танкеры спустят на воду в 2022 году и будут эксплуатироваться под российским флагом.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 года исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи. Она насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Программа одобрена Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторгом РФ.

Новое оборудование позволит судоверфи выполнять заказы по производству судов тех типов и размеров, которые российские компании ранее вынуждены были заказывать на зарубежных верфях из-за отсутствия производственных мощностей в России.

«Звезда» станет единственным предприятием в России, которое сможет строить крупнотоннажные челноки и суда-газовозы. Строительство газовозов является одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи. Эти суда могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также для транспортировки добытого на территории Российской Федерации природного газа.

На пути к кластеру

Льготы, предоставляемые резидентам ТОСЭР, делают площадку привлекательной для партнеров проекта и позволяют сформировать технологическую цепочку вокруг судостроительного комплекса «Звезда». На сегодняшний день в ТОСЭР «Большой Камень» зарегистрировано шесть компаний-резидентов, участвующих в проекте.

В рамках IV Восточного экономического форума ССК «Звезда» и компания Samsung Heavy Industries Co. Ltd. (Республика Корея) подписали соглашение, определяющее условия создания совместного предприятия для организации эффективной системы управления проектами по строительству на ССК «Звезда» челночных танкеров дедвейтом от 42 до 120 тысяч тонн. Совместное предприятие будет учреждено до конца текущего года.

Соглашение предусматривает обмен опытом в области проектирования и строительства челночных танкеров. Samsung Heavy Industries предоставит ССК «Звезда» технические спецификации, а также документацию базового и детального проекта судов, окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации совместно с АО «ЦКБ «Лазурит».

Кроме того, по условиям соглашения корейская компания обеспечит техническую поддержку планирования, управления и контроля качества в ходе строительных и монтажных работ, закупок материалов и оборудования; обеспечит инженерно-техническое сопровождение строительства челночных танкеров на ССК «Звезда».

Также Samsung Heavy Industries проведет обучение российского персонала на своей верфи, организует производственную практику на аналогичных проектах.

С целью локализации производства судового оборудования (винто-рулевых колонок и систем электродвижения судов) в ноябре 2017 года на территории верфи ССК «Звезда» приступил к строи-тельству завода по изготовлению винто-рулевых колонок. Руководит проектом совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric — ООО «Завод ВРК Сапфир».

Винто-рулевая колонка — ключевой элемент системы электродвижения судна, обеспечивающий ходовые и маневровые качества судов, является первым российским продуктом такого класса. Проектные мощности завода позволят обеспечить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в том числе газовозов, таких как «Крис-тоф де Маржери».

Глава НК «Роснефть» отметил, что начало производственной деятельности завода по изготовлению винто-рулевых колонок с учетом подготовки и запуска производства запланировано на II квартал 2019 года.

Кадры решают все

Важную роль играет кадровый вопрос. Игорь Сечин отметил в своем докладе президенту, что «для обеспечения производственной деятельности СК «Звезда» ведется активная работа по привлечению персонала на новое производство». На сегодняшний день численность работников судоверфи составляет 1,5 тысячи человек, при этом 87 % из них — жители Приморского края. К 2024 году на предприятии будет работать 7,5 тысячи высококвалифицированных специалистов. По прогнозам, количество сотрудников ССК «Звезда» и членов их семей составит более 18,5 тысячи человек, а население Большого Камня может вырасти на 40%.

Многие сотрудники проходят стажировку за границей. «Когда мы ведем переговоры с иностранными партнерами, создаем совместные предприятия с ведущими корабелами мира, одним из приоритетов для нас является вопрос подготовки кадров, — отмечает вице-президент «Роснефти» и куратор проекта «Звезда» Андрей Шишкин. — Наши специалисты обязательно должны приобрести опыт на судостроительных предприятиях Южной Кореи и Китая, как в свое время участники петровского Великого посольства обучались на голландских верфях».

Чтобы обеспечить ССК «Звезда» квалифицированными кадрами, которые могли бы работать на уникальном оборудовании верфи в городе Большой Камень, создается Центр профессиональной подготовки ССК «Звезда». Планируется, что в центре будут проходить обучение около 300-400 человек в год. Учебный центр будет оснащен новейшим учебно-производственным оборудованием. Программы подготовки кадров разработаны в соответствии с технологическими и производственными требованиями комплекса. Учебный центр сможет обеспечить не только потребности ССК «Звезда». В центре смогут проходить стажировку студенты Дальневосточного судостроительного колледжа и ДВФУ. Для детей Большого Камня на базе комплекса будет работать кружок по судомоделированию.

На базе большекаменского Дальневосточного судостроительного колледжа для сотрудников ССК «Звезда» созданы курсы профессиональной подготовки по востребованным на верфи специальностям. В 2018 году запланировано обучить 200 человек.

Встреча Владимира Путина с сотрудниками предприятия. Кадр видеозаписи с официального сайта президента России

«Нам нужны хорошо подготовленные российские кадры, — говорит Шишкин, — чтобы не попасть в ситуацию петровских времен, когда любой иностранец-авантюрист мог получить работу на верфях, поскольку чиновники слепо доверяли всему «голландскому».

«Конечно, — продолжает вице-президент «Роснефти», — наша прямая обязанность — обеспечить новое поколение российских корабелов качественным жильем, создать для них современную социальную инфраструктуру». Уже сданы в эксплуатацию и заселены два дома по 68 квартир. К 2023 году планируется построить для сотрудников верфи 5,5 тысячи квартир. «В настоящий момент работы ведутся одновременно в пяти микрорайонах, — заявил Сечин в своем докладе президенту. — По итогам прошедшего года имеются серьезные положительные результаты по привлечению крупных строительных компаний к строительству жилья для работников «Звезды». В настоящее время ведутся работы по 31 дому, которые рассчитаны на 1610 квартир общей площадью более 82 тысячи кв. метров.

Создается вся необходимая социальная инфраструктура: школы, больницы, детские сады, а также важнейшие коммунальные объекты, в том числе газовые котельные, ливневые стоки, строятся дороги. В городе наконец можно жить, и жить довольно комфортно.

«Звезда» vs южнокорейские верфи

«Мы стоим у истоков новой отрасли отечественной промышленности — тяжелого судостроения, — заявил в интервью «Российской газете» куратор проекта «Звезда», вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин. — Ведь даже в советские времена крупные танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа — все это закупалось за границей. Да, военные верфи традиционно были на высоте, но гражданское судостроение не дотягивало до общемировых стандартов. В 2015 году мы начинали фактически с нуля. Теперь благодаря тому, что на «Звезде» строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения, мы можем применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тысяч тонн. Чтобы вы наглядно могли себе представить, это вес четырех ледоколов «Ленин».

По словам Шишкина, «установленное на «Звезде» уникальное оборудование позволит «Роснефти» создать конкурентоспособную современную верфь, которая сможет со временем удовлетворить спрос, существующий на российском рынке морских перевозок и буровой техники, необходимой для работы на шельфе». «Формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР. И это, думаю, станет поворотным моментом в истории гражданского судостроения в РФ», — подчеркивает Шишкин.

Сейчас репутацию лучших в мире корабелов имеют южные корейцы. А ведь в начале 70-х годов прошлого века они строили лишь небольшие рыболовецкие суда. Потом государство задалось целью создать конкурентоспособную судостроительную отрасль, и именно благодаря государственной поддержке в Южной Корее появилась одна из крупнейших в мире судоверфей Hyundai Heavy Industries. На данный момент доля корейских корабелов в сегменте наиболее дорогих и высокотехнологичных судов достигла 60%, развитие судостроения потянуло за собой развитие смежных отраслей: металлургии, химической промышленности, приборостроения, электроники.

Однако, по мнению Шишкина, участие корейских концернов непосредственно в процессе проектирования судов не так велико, поэтому трансфер технологий играет здесь определяющую роль, что не может не отражаться на стоимости конечного продукта.

В 2018 году цены на суда корейского производства выросли примерно на 15%. На это повлиял целый ряд факторов, в том числе и рост цен на сталь.

«Высокая доля импорта, — уверяет вице-президент «Роснефти», — делает южнокорейские верфи зависимыми от внешней конъюнктуры и приводит к сокращению разрыва в ценах на их продукцию и продукцию ССК «Звезда».

Ведь хотя Южная Корея и вкладывает немалые средства в развитие собственных научных разработок, эффект от этого не такой значительный. У нас же есть сильная инженерная школа с многолетней историей и богатыми традициями. В советское время основным ее заказчиком был ВПК, однако сегодня наработанный опыт может стать одним из наших ключевых конкурентных преимуществ в гражданском судостроении». На «Звезде» планируется полный производственный цикл — начиная с проектирования судов и заканчивая спуском на воду, что позволит заказчикам сократить и сроки реализации проектов, и их стоимость.

Коньком корейцев стали газовозы — танкеры для переводки сжиженного природного газа, и сейчас Южная Корея — номер один на мировом рынке строительства судов этого типа. «Мы очень тесно сотрудничаем с ведущими южнокорейскими компаниями, и, думаю, они смогут поделиться с нами своими компетенциями, — отмечает Шишкин. — Однако «Звезда» не будет слепо копировать корейский опыт. Разумеется, мы будем строить газовозы, прекрасно осознавая, что развитие рынка СПГ сейчас — один из самых мощных мировых трендов. Однако ставку мы делаем скорее на суда и платформы для освоения арктического шельфа и Северного морского пути».

Это, по словам куратора «Звезды», — не только будущее энергетической отрасли. Это будущее континента. «Когда в КНР разрабатывалась концепция «Один пояс, один путь», — говорит он, — прежде всего имелись в виду масштабные панъевразийские инфраструктурные проекты. Так вот, Северный морской путь — ключевая транспортная артерия, связывающая воедино Евразию. Он на 8 тысяч километров короче южной морской трассы, и, если нам удастся создать современную линейку кораблей ледового типа, обеспечить круглогодичную навигацию благодаря мощному ледокольному флоту, все козыри будут у нас в руках». По мнению экспертов, в ближайшие годы объем перевозок по СМП увеличится в несколько раз. А это означает колоссальные поступления в госбюджет.

К тому же, как подчеркивает Шишкин, когда мы создадим модель ледокола, который будет обладать достаточной скоростью проходки, чтобы обеспечить экономическую эффективность северного транспортного маршрута, это будет новое слово в судостроении.

Рекордные темпы строительства судов, которые позволили южноазиатским верфям завоевать рынок, во многом стали возможны благодаря высокой автоматизации производства. На «Звезде» также создается высокотехнологичная инфраструктура. Можно сказать даже, что уникальные гидротехнические сооружения и максимальная автоматизация всех процессов делают «Звезду» самым высокотехнологичным предприятием в российском судостроении. Наращивание технологического потенциала — одна из стратегических задач судоверфи. Неслучайно предприятие активно взаимодействует и обменивается опытом с ведущими судостроительными корпорациями мира.

Народ за производство в России

Для развития верфи очень важным является вопрос о том, будут ли другие нефтегазовые компании помимо «Роснефти» размещать на ней заказы.

«Мы, безусловно, рассчитываем на это, — подчеркивал Шишкин в интервью «Российской газете», которое вышло за неделю до Восточного форума. — Национальные компании должны строить корабли на национальных верфях. Это единственный действенный способ развития судостроительной отрасли. В той же Корее это стало краеугольным камнем государственной политики. Да чего далеко ходить за примерами — можно вспомнить как создавался российский флот, когда Петр I ввел так называемую корабельную повинность».

И очень показательно, что на полях ВЭФ глава «НОВАТЭК» Леонид Михельсон сообщил, что его компания объявила тендер на строительство судов для СПГ-проектов с условием размещения заказа на «Звезде».

В этом смысле интересно, что, согласно опросу ВЦИОМа, большинство наших сограждан (88%) поддерживают предложение обязать российские компании заказывать строительство судов исключительно на российских верфях. Основным ожидаемым эффектом от принятия такого решения является, по их мнению, развитие российской экономики (87%). При этом 86% респондентов придерживаются точки зрения, что государству необходимо создать привлекательные условия для размещения заказов на российских верфях.

В целом россияне считают развитие российского судостроения актуальным для нашей страны (79%). По мнению респондентов, дальнейшая локализация на российских верфях производства оборудования для судов приведет к развитию смежных отраслей экономики (88%), выходу России в число лидеров в области мирового судостроения (75%) и обеспечению независимости российской судостроительной отрасли от иностранных технологий (64%).

О проекте создания судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке знают 40% опрошенных. Локализацию производства на дальневосточной судоверфи россияне связывают с появлением новых рабочих мест (57%) и улучшением социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке (31%). Среди прочих ожидаемых эффектов опрошенные называют повышение качества жизни населения Дальнего Востока (28%), укрепление позиции нашей страны на международной арене и развитие международных экономических отношений (26%), а также развитие собственных технологий судостроения (20%).

Проект с большим будущим

«Если говорить об иностранных технологиях, то «Газпром» сейчас заказывает суда некоторых классов в Южной Корее, — отмечает заведующий кафедрой экономики судостроительной промышленности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Алексей Абрамов.- Ему нужно восемь или девять судов. Это очень большие деньги. Теперь же, с развитием «Звезды», появляется возможность строить такие суда в России. Конечно, по срокам строительства российская верфь, тем более вначале, будет отставать от южнокорейских; вполне возможно, что поначалу и по стоимости мы не сможем предложить более выгодные условия. Однако следует понимать, что деньги будут вложены в развитие российской промышленности».

«Плюс при этом создаются рабочие места, — продолжает эксперт, — повышается квалификация работников, в региональный бюджет идут налоги, формируется инновационный кластер, что, безусловно, способствуют развитию региона. Когда создается крупное предприятие, на котором работают множество высокопрофессиональных рабочих, в регионе развивается инфраструктура: открываются школы, кафе. А это тоже дополнительные рабочие места. Поэтому, конечно, проект по строительству «Звезды» на Дальнем Востоке можно только приветствовать».

По мнению Абрамова, «создание инновационного кластера — это не только развитие региона, это развитие всей российской экономики. Ведь реализация такого масштабного проекта повлечет за собой развитие смежных отраслей».

«Сможем ли мы выйти на международный рынок судостроения, после того как будет достроена верфь? — задается вопросом эксперт. — Нам это не так уж важно, ведь у нас у самих огромный рынок. Посмотрите, например, на планы нефтегазовых компаний по освоению арктического шельфа. Единственный маршрут транспортировки углеводородов, добытых на шельфе, — это Северный морской путь. И сейчас ситуация такова: товары есть, а вывезти их не на чем. Вот почему мы у Кореи закупаем суда; но с развитием «Звезды» у нас появятся уже собственные российские суда, и спрос на них будет только расти. Поэтому строительство дальневосточной судоверфи необходимо вести ускоренными темпами».

«Развитие судоверфи «Звезда» — это однозначно правильный и грамотный проект и важное начинание, — утверждает директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета Денис Злыгостев. — С потерей судоверфей на Украине, в частности в Николаеве, где строились определенные типы судов, назрела необходимость в проекте, который даст импульс развитию гражданского судостроения в России. Для того чтобы достигнуть уровня Южной Кореи, нам надо очень хорошо потрудиться, потому что на данный момент корейцы в этой сфере — номер один в мире». «Создание «Звезды», безусловно, будет способствовать развитию региона. Мало того, в ряде стран именно судостроение является локомотивом экономики. Потому что от этой отрасли зависит развитие смежных отраслей — начиная от добычи полезных ископаемых, производства стали и других металлов и заканчивая компьютерными технологиями. Потому что самое сложное инженерное сооружение в мире — это корабль, причем корабль надводный, а не космический, как ни странно это звучит. Так что строительство «Звезды» скажется как на развитии региона, так и экономики в целом. При реализации такого масштабного проекта создаются инфраструктура, рабочие места. Плюс должны быть загружены специализированные учебные заведения. Повторю: решение развивать «Звезду» — это знаковое решение», — резюмирует эксперт.

Путь к освоению Арктики

«Конечно, у нас всегда строили большие суда, в том числе и атомные ледоколы; очень много было судов ледового класса, — отмечает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев. — Но все же большую часть техники, которая эксплуатируется в Арктическом регионе, строили за рубежом. В советское время у нас было создано предприятие «Арктикморнефтегазразведка»; оно было полностью укомплектовано судами, изготовленными за границей. Так что отрасли тяжелого судостроения как таковой у нас в стране прежде не было. «Звезда» — это не только верфь, это научно-производственный комплекс, который будет заниматься как строительством судов, так и технологическими разработками, проектной деятельностью».

«Почему выбрана «Звезда»? — спрашивает Танкаев и тут же объясняет: — Рядом находится военная верфь — значит, есть большой кадровый потенциал, возможность обучать людей. На военной верфи ведь проходит обслуживание и строятся атомные подводные лодки.

 

«На верфи установлен один из самых больших в мире подъемных кранов, он предназначен для сборки таких судов, которых в России раньше не строили, — продолжает эксперт. — В первую очередь это платформы для буровых работ и эксплуатации месторождений в арктической зоне. Те плавучие платформы, которые в настоящее время эксплуатируются на шельфе разных морей, для Арктического региона непригодны. Поэтому необходимо сначала разработать проект, создать технологию — и только потом приступать к строительству. Поэтому «Звезда», несмотря на то, что является достаточно продвинутой и что там начинается уже строительство второй очереди, первым делом взялась за строительство судов менее крупных. Первыми на ней были заложены суда снабжения ледового класса, которых нам тоже категорически не хватает».

На трассе Северного морского пути предполагается строительство или восстановление 22 портов. Среди них такие «монстры», как Мурманск, Архангельск; старейшие порты — Диксон, Тикси. Но кроме этого, предполагается и создание абсолютно новых портов, для них разрабатывается достаточно широкая линейка судов и вспомогательного оборудования. «Пока, — подчеркивает Танкаев, — у нас стоит задача заполнить свой рынок необходимым количеством оборудования, а потом уже можно будет думать о мировом рынке. Севморпуть будет в дальнейшем очень востребован: он значительно короче южной морской трассы, на нем нет и не предвидится пиратов. Предполагается, что в ближайшие годы объем перевозок по нему увеличится до 40 млн тонн. Это принесет огромные деньги в российский бюджет, так как заправка судов топливом — это золотое дно для нас». «Вообще проект развития Арктики в целом — это проект не региональный и даже не общероссийский, а глобальный: в нем очевидно будут участвовать и компании из других стран, в том числе из Южной Кореи и Китая», — уверяет эксперт. — Будет развиваться технологическая и научная база, потому что без этого новые технологии просто не создашь. В итоге изменится отношение к самому региону, который займет лидерские позиции в научно-производственной сфере. А это, безусловно, должно привлечь и молодежь, и деньги, и иностранных специалистов«.

Стая летящих гусей

«На Дальнем Востоке строится принципиально новый завод, — отмечает заведующий кафедрой кораблестроения Института транспортных систем Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Валерий Зуев. — С появлением этого завода мы сможем строить самые современные крупнотоннажные морские суда. Суда такого типа имеют большое значение для всей страны. Это принципиально новый подход к судостроению. Приморский край, конечно, заинтересован в создании новых рабочих рук, а в остальном это должно быть всероссийским делом».

По мнению бывшего директора судостроительного комплекса ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» Василия Евстигнеева, «это будет одна из наиболее продвинутых верфей в мире, которая могла бы улучшить состояние нашей судостроительной промышленности. На сегодняшний день у нас очень мало верфей: часть мы потеряли, в том числе и Московский судостроительный завод. Судоремонтный завод в Новороссийске практически не работает по назначению. На сегодняшний день даже на те суда, которые эксплуатируются, не хватает обсуживающих верфей и промышленных предприятий». «У проекта в Приморье огромный потенциал», — заключает он.

«На российском Дальнем Востоке существует явный дефицит гражданских судостроительных мощностей, — отмечает главный редактор портала Sudostroenie.info Александр Полунин.

Например, дальневосточные рыбаки, получившие в прошлом году инвестквоты в обмен на постройку промысловых судов, разместили все заказы на верфях в европейской части России. По транспортному флоту также существует высокий спрос, и он будет расти в связи с планами по добыче углеводородов в Арктике. Планируется активное развитие восточного сектора Севморпути. С точки зрения экономики логично строить для этого танкеры на Дальнем Востоке.

Поэтому судоверфь «Звезда» — очень важный для нашей экономики проект. Для исполнения судостроительных заказов потребуется развитие производств судового оборудования и комплектующих, желательно в том же регионе, как это происходит за рубежом. В Южной Корее, например, вокруг крупной верфи формируется судостроительный кластер. А это новые предприятия, рабочие места и отчисления в местные бюджеты».

«Модель развития «Звезды» может быть только одна, — считает Андрей Шишкин. — 80 лет назад японский ученый Кэн Акамацу разработал концепцию стаи летящих гусей, описывающую механику взрывного роста «новых индустриальных стран». Классический пример — та же Южная Корея, которая последовательно прошла свой путь от постройки простых судов из импортных комплектующих в 1970-е годы через глубокую локализацию производства машин и оборудования в 1980-е к статусу мировой верфи номер один к концу 1990-х. Это была продуманная промышленная политика, которую на протяжении последних 30-40 лет проводило государство и ведущие бизнес-группы страны».

Создание судостроительного кластера «Звезда», по мнению вице-президента «Роснефти», может основываться на той же модели — «стаи летящих гусей». «Поначалу, — объясняет он, — мы будем закупать высотехнологичные разработки партнеров, затем локализуем их и сможем со временем занять свою нишу на судостроительном рынке. Как я уже говорил, судостроение традиционно является локомотивом для развития смежных отраслей, и мы, безусловно, рассчитываем на мультипликативный эффект для российской промышленности. Производство сложных морских буровых установок и ледоколов потребует создания технологической цепочки, в которой задействованы различные отрасли. И это в итоге позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий Дальнего Востока и других регионов страны».

Действительно, реализация проекта по созданию судоверфи «Звезда» предполагает строительство смежных производственных площадок, которые будут обслуживать судоверфь. Это даст импульс развитию производств и сервисов, связанных с судостроением (наука и образование, производство оборудования и материалов, инжиниринг, развитие пула подрядных организаций).

В рамках Дальневосточного промышленного кластера будет создана вся технологическая цепочка для производства продукции. Ключевыми участниками этого кластера станут предприятия, входящие в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Для размещения заказов на производство оборудования и сопутствующих комплектующих будут привлекаться судостроительные и машиностроительные предприятия Дальнего Востока. Данный подход позволит создать платформу для обмена знаниями и опытом в судостроительной отрасли, пул проектных и технологических решений и привлечь инвестиции в развитие Дальнего Востока.

Консорциум инвесторов, который реализует проект строительства судоверфи, рассчитывает на серьезный мультипликативный эффект для российской промышленности и существенные поступления в бюджет.

По прогнозам «Роснефти», сумма налоговых отчислений только по резиденту ССК «Звезда» в бюджеты всех уровней за 20 лет составит более 300 млрд рублей.

Гость 20 Сентября 2018, 15:25
Подобный проект, ничем не уступает масштабным стройкам СССР, а если перечислить остальные: космодром Восточный, Крымский мост, Олимпиада, газопроводы и другие объекты, масштабные военные учения итд. Разве это не показатель? Закрывать глаза на достижения России, и руководства страны по меньшей мере не справедливо. Считаю что в СМИ мало времени уделяется именно успехам, и больше необоснованного негатива. Никто не спорит, проблем внутри страны хватает, но не надо забывать, каждый подобный проект это тысячи рабочих мест, которые появились благодаря властям.




Как предотвратить в будущем массовые расстрелы в учебных заведениях?