Откуда берутся в супермаркетах суперцены

Накрутки в крупных торговых сетях достигают 200%. Почему?

Супермаркет в трех минутах ходьбы от дома — что может быть удобнее? Только вышел за порог — и все вкусности мира, в том числе и те, за которыми раньше странствовали в дальние края, в твоем распоряжении. Но так ли услуги крупных торговых сетей незаменимы для покупателя? Не поискать ли что-то не менее вкусное, но куда более выгодное?

На закуску немного истории. Первые супермаркеты появились в Америке и сразу получили широкое распространение. В начале ХХ века бывший администратор бакалейного отдела Майкл Каллэн открыл такой магазин в гараже, а через два года их у него было уже восемь, и принесли они 6 млрд долларов выручки. Невероятные деньги для тех времен, да и сегодня сумма очень серьезная. В общем, вскоре бизнесмен Кларенс Сондерс зарегистрировал патент на устройство магазина полного самообслуживания, включая тележки и бесплатные парковки. Со временем появились даже композиторы, пишущие для каждой сети фирменную музыку. И все это для посетителя. Точнее, для того чтобы он забыл счет своим трудовым, сжатым в кулаке купюрам и с головой окунулся в стихию потребления. После чего, вернувшись домой, он вдруг обнаружит, что в кулаке и в кошельке пусто, а часть покупок совершенно не нужна...

Теперь перейдем к цифрам. Минимальная наценка торговых сетей на товар — 40%, но может доходить и до 200%. Только вдумайтесь в эту цифру! Понятно, выкладываем эту разницу из своего кармана мы с вами, посетители супермаркета. При этом сети стараются получить исходный продукт на свои прилавки подешевле, подталкивая производителей к скидкам, а те, чтобы сократить расходы, вынуждены экономить на сырье, рабочей силе и прочих важных делах. Такой товар обычно распродается по акциям. И надо понимать, что это вещи зачастую не слишком качественные. Особенно возрастают накрутки при глобальных торговых операциях, когда добавляются издержки на транспортировку, таможенные пошлины и сезонность.

Ценовая политика торговых сетей очень жесткая. Там знают, что еда человеку нужна каждый день и даже при регулярно переписываемых (конечно же, в сторону увеличения) ценниках за ней все равно придут. Моя соседка работает в компании, поставляющей рыбные консервы. Так вот, в сетевые, всем известные магазины товар попадает с наценкой от 40%. То есть если подруга продает консервы за 200 рублей, то дешевле 300 их в магазине не купишь. Все, что не продалось, списывается — иногда это больше половины всей торговой партии. По закону списанные продукты должны быть уничтожены. Образующийся искусственный дефицит еще более удорожает товар. Так ни в коем случае бы не было, если бы рядом с крупной сохранялась и мелкая торговля. Но мы видим, что власти городов в последнее время ее целенаправленно уничтожают, идя на поводу у сетей, — надо полагать, не бескорыстно. У меня прямо возле дома — сразу три магазина «Пятерочка», а также «Билла» и «Перекресток», но ни одного рынка в пешей доступности. Так возникает монополия сетей, а с ней и диктатура цен.

Сейчас, например, на Камчатке побили рекорд и выловили более 50 тысяч тонн красной рыбы. Экспорт под санкциями, так что 70% улова остается в стране. Но в магазинах рыба совсем не собирается дешеветь. Если посредники покупают ее у рыбаков по 50 рублей за килограмм, то продают раз в 10 дороже. Вот еще одно следствие монополизации торговли.

Бороться с созданной системой крайне сложно. У Эльвиры Агурбаш, имевшей с мужем колбасное производство, до 2009 года было налажено сотрудничество с небольшими розничными магазинами, но после 2015 года их количество настолько сократилось, что ориентироваться на них при сбыте продукции стало невозможно. Отношения же с торговыми сетями не сложились. При очередном экономическом кризисе супруги решили дать потребителю скидку в 25%. С предложением поступить таким же образом они обратились к сетям. Но те, как вы уже догадываетесь, наотрез отказались.

Если бы производители могли напрямую выставлять свои торговые палатки, то можно было бы повысить качество продукта, одновременно очень существенно снизив цены. Срок хранения у таких продуктов был бы меньше — допустим, 10 суток, а не 20-60, но это значит, что в них было бы меньше и химических добавок.

Сейчас, в век развития технологий, появляются новые формы виртуальных торговых сетей, такие как Amazon, AliExpress и другие. Мы только поговорили с другом по телефону о новой модели телефона — и тут же «Яндекс» выдает нам рекламу, где его можно купить. Мы как на ладони! Сотни электронных аналитиков роются в нашем мозге, изучая и навязывая нам потребительское поведение. И все это с одной целью: побольше с нас слупить. Только дифференцированием форм торговли и реальной конкуренцией можно противостоять натиску монополий. Но на то нужна воля государства, которое поддержало бы частного производителя и торговца. Есть ли она у него? Пока ее днем с огнем не сыскать.