Дыра навылет: на «Союзе» нашли новые следы сверления

Ранее специалисты озвучили несколько гипотез появления отверстия: удар метеорита, диверсия астронавтов из США, но наиболее вероятным считается повреждение в заводском цеху 

Новые следы сверления обнаружены на обшивке орбитального грузовика «Союз МС-09», пристыкованного к Международной космической станции. Об этом журналистам сообщил в пятницу, 14 сентября источник в ракетно-космической отрасли.

«Следы от сверла есть не только внутри бытового отсека корабля, но и на экране противометеоритной защиты, которая покрывает корабль снаружи и установлена в 15 мм от герметичного корпуса», – приводит его слова «ТАСС».

Информатор пояснил, что перед тем, как залить отверстие герметиком, космонавты обследовали его с помощью эндоскопа. Сделанные во время осмотра видеозапись и фотографии были отправлены на Землю.

«В ходе анализа на этих снимках были обнаружены следы работы сверлом и на противометеоритном экране за дырой: тот, кто сверлил корпус, пройдя его навылет, уперся головкой сверла во внешнюю негерметичную защиту», – пояснил источник.

О чем говорят улики?

Другой информированный источник пояснил, что установка противометеоритного экрана осуществляется на предпоследнем этапе сборки корабля, после чего «Союз» передают в цех окончательной сборки. «Когда «Союз МС-09» только привезли в цех окончательной сборки, он был детально сфотографирован, и никакого отверстия, а также следов от касаний сверла на обшивке изнутри отсека не было – корабль просверлили позже, полностью собранным», – убежден специалист.

При этом он добавил, что перед установкой экран также был сфотографирован, и эти снимки показывают, что никаких следов сверления на его поверхности нет. Собеседник издания отметил, что в цехе окончательной сборки корабль находится около двух недель, после чего передается на 90 дней на контрольно-испытательную станцию (КИС). «Причем в КИС фотофиксация не предусмотрена», – подчеркнул специалист.

Совокупность этих данных позволяет экспертам сделать вывод, что «корабль могли просверлить на самом последним этапе работ, в цехе финальной сборки или в КИС».

Источник также уточнил, что варианты порчи корабля во время транспортировки или на космодроме Байконур члены комиссии считают маловероятными.

Орбитальный детектив

Утечка воздуха с МКС была зафиксирована в ночь на 30 августа. Столкнувшись с проблемой, потенциально угрожавшей жизни станции, космонавты начали перекрывать отсек за отсеком, и таким образом быстро нашли место утечки. Дыра располагалась в борту бытового отсека орбитального грузовика «Союз МС-09». Космонавты залепили проблемное место клеящейся капроновой лентой. На Земле тем временем были созданы сразу две комиссии по изучению и расследованию сложившейся ситуации: одна – из сотрудников РКК «Энергия», а другая – из специалистов «Роскосмоса».

По горячим следам эксперты предположили, что обшивка «Союза» пострадала от удара микрометеорита. Однако осмотр отверстия показал, что оно было сделано сверлом, и гипотеза отпала.

После этого было выдвинуто предположение, что дырка появилась из-за халатности одного из сотрудников «Энергии». Согласно этой версии, работник испугался ответственности и залил дырку клеем. Пломба оказалась достаточно прочной, чтобы выдержать испытание в барокамере, однако на орбите воздух ее все-таки выдавил, и началась утечка.

4 сентября, уже после оглашения «производственной» версии депутат Госдумы, а в прошлом летчик-испытатель Максим Сураев заявил, что отверстие якобы могло быть просверлено неким «психически неустойчивым» космонавтом.

Два дня спустя, близкие к расследованию источники сообщили СМИ, что комиссия рассматривает в качестве приоритетной версию целенаправленной диверсии. «Одна из версий – что это все было сделано после общей сборки корабля, а раз так, то это преднамеренные действия, – отмечал один из информаторов. – Два пробных движения сверлом — и дырка. Вопрос: кому понадобилось залезть с дрелью, оторвать часть обивки, пытаться просверлить в неудобном месте, заклеить клеем, опять закрыть? Версия напрашивается сама собой — злой умысел».

«Постыдные предположения»

12 сентября «Коммерсантъ» сообщил о новом повороте следствия. По данным издания, комиссия вновь вернулась к орбитальной версии сверления. Эксперты обратили внимание, что рядом с основным отверстием есть несколько канавок, прорезанных сверлом, скользившим по поверхности. Характер повреждений позволяет предположить, что сверливший действовал в невесомости и потому не имел точки опоры.

«Наш «Союз» стоит у модуля «Рассвет, это прямо у шлюза с американской частью станции. Доступ в наш корабль возможен только с разрешения нашего командира, но исключать несанкционированный доступ американцев мы не можем», – сообщил изданию источник в ракетной отрасли. Он также заявил, что мотивом для диверсии могло стать то, что астронавты якобы хотели ускорить отправку на землю одного из своих членов экипажа.

На это предположение сразу же отреагировали представители и российской, и американской стороны. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что распространение таких слухов и домыслов «направлено на подрыв товарищеских отношений в коллективе космической станции» и никак не помогает экспертам в выяснении настоящих причин ЧП.

В свою очередь командир МКС, астронавт Эндрю Фойстел, заявил, что американские специалисты не только не портили корабль, но приняли самое активное участие в поиске повреждения. «Я могу однозначно сказать, что экипаж не имел никакого отношения к этому, без сомнения. Я думаю, что на самом деле постыдно, что кто-то тратит время на предположения о том, что экипаж был вовлечен в это», – заявил он американскому телеканалу CBS.