Троллейбусные мародеры

Кто обрушивает провода высоковольтной сети на головы москвичей

Труд уже писал о бессмысленном погроме московской троллейбусной системы, самой крупной в мире («Кража проводов – на благо Москве?»). Ее можно было постепенно и не затратно превратить в электробусную, внедряя троллейбусы с увеличенным автономным ходом и сохраняя нужную для их зарядки часть существующей контактной сети. Вместо этого мэрия по непонятным причинам предпочла полное уничтожение прежней структуры (что ведь тоже требует денег) и закупку ненадежных, притом немыслимо дорогих полностью беспроводных электробусов, заряжающихся от специальных станций на конечных (которые только начинают строить, и они также очень дороги). Излишние затраты будут исчисляться десятками миллиардов рублей. Ну а сейчас, с прекращением движения троллейбусов, началось хаотичное растаскивание контактной сети, и эти действия приобретают уже открыто криминальный, опасный для горожан характер.

Видимо, понимая иррациональность своей политики в отношении троллейбуса, мэрия стремится покончить со всеми следами этого транспорта (кроме «потешного» музейного маршрута) как можно быстрее. Но все-таки 600 километров сетей – а это не только медные провода и углепластиковые кронштейны, но и современные держатели кривой, и скоростные стрелки, установленные совсем недавно – в один день не срежешь. Поэтому нанимаются бригады из регионов, как правило, без квалификации и часто без разрешительных документов на демонтажные высотные работы.

Иногда документ имеется, но это филькина грамота. Одну такую показал «Труду» активист фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», советник депутата Мосгордумы Георгий Красников. Георгий и его помощники ездят ночами (когда в основном орудуют эти «умельцы») и ловят вандалов за руку.

Филькина «лицензия» «Мосгортранса» очередной левой конторе на срезку сети. Ночь на 3 сентября. Фото Георгия Красникова

– Посмотрите, в этой бумаге «прекрасно» всё! – Георгий демонстрирует фото документа. – Что за компания ООО «СК Энергетик», которой ГУП «Мосгортранс» доверил срезку сети? Не ищите ее в интернете, Гугл на запрос выдаст только выписки из реестров налоговых должников, к которым, очевидно, принадлежит эта контора. Ни сайта у нее нет, ни истории. Зато – выиграла тендер.

Хотя, вернее всего, не было и тендера. Во всяком случае, на «Госзакупках» никаких заказов работ по демонтажу троллейбусной сети нет. Впрочем, есть они на АВИТО – но хорош ресурс: международная интернет-барахолка…

Надо ли напоминать, что сеть, содержащая большое количество ценных металлов и дорогих конструкций, представляет значительную остаточную стоимость. Да и вообще «Мосгортрансу» формально не принадлежит (многие ее узлы смонтированы Департаментом капразвития), не на его балансе числится и официально не списана.

Но самое дикое – как именно она снимается! Едете вы, допустим, на машине и вдруг замечаете, что на ваши колеса наматываются провода. Останавливаетесь, видите рабочих, толкущихся рядом, спрашиваете, как такое случилось – они вам рассказывают сказку про то, что провода «сбил какой-то КАМАЗ», а они вообще с другого участка. Как КАМАЗ, у которого ни кабина ни кузов и близко не достигают (и не должны достигать) высоты троллейбусной сети, мог ее сбить?.. Кстати, прораб этой команды, видя снимающих инцидент активистов, очень занервничал. А когда действия громил были приостановлены (спасибо сотрудникам ОВД «Тверской» и «Беговой»), другой их начальник, уже находясь в полиции, все время порывался позвонить директору службы энергохозяйства «Мосгортранса» Андрею Волгину, с которым у него якобы «все договоренности», и тот-де пообещал в случае чего «порешать любой вопрос». А машины тем временем продолжали ездить и цеплять провисшие провода, которые в тот момент вполне могли быть под напряжением 600 вольт.

Думаете, этот случай остановил жуликоватые конторы и нанимающих их чиновников? Тогда езжайте – ну хоть на перекресток проспекта Мира и Протопоповского переулка, где висят ошметки от бывшего пересечения трамвайной линии с троллейбусной, и об эти заусенцы ломаются пантографы трамваев. То же самое – на улице Сергия Радонежского, в других местах.

Поврежденный пантограф трамвая на Протопоповском переулке. Фото из открытых источников

А кое-где уже есть и пострадавшие. На Нижней Масловке неграмотно снятый держатель сети упал на автомобиль и мало того что попортил машину – травмировал сидевшего в ней пассажира.

Но что дальше со срезанными элементами сети? Активисты нашли как минимум один нелегальный склад в силовой подстанции на Большой Черкизовской улице, 6А. Воры там держались до такой степени нагло, что, по словам присутствовавшего помощника депутата Мосгордумы Павла Агафонова, не пустили вызванных им полицейских внутрь! А стражи порядка… нет, не вызвали подкрепление, а ретировались.

Нелегальный склад срезанной сети на Большой Черкизовской улице. 30 августа. Фото Павла Агафонова

Кто же, наделенный большой, судя по всему, властью, покровительствует этому мародерству?

Как говорится, догадайтесь сами. Еще один вопрос, не имеющий ответа: куда все это пойдет потом? Кто-то говорит – раздадут в города, где есть троллейбус (и это было бы не худшим вариантом), но большинство уверено, что ценное оборудование просто сдадут в металлолом, а деньги поделят между собой.

Безусловно это надо остановить. Возможно, троллейбус в Москве уже не возродится – хотя транспортники всего мира выразили сожаление по поводу случившегося, а работники троллейбуса Женевы и еще одного швейцарского города – Биля, а также Мехико, Пекина, Санкт-Петербурга устроили трогательный планетарный флешмоб, выведя машины на улицы с транспарантами по-русски: «Это троллейбус», «Спасибо, московские троллейбусы».

Международный флешмоб памяти московских троллейбусов. Фото из соцсетей

Но нынешние вандальские действия – уже не повод для милой ностальгии, а нечто гораздо худшее, поскольку впрямую угрожают здоровью и жизни людей.

Насколько известно «Труду», в связи с фактами хищения и порчи городского имущества в особо крупных размерах активисты готовят обращения в прокуратуру и ОБЭП и призывают к тому же всех свидетелей вандализма.