Кто обрушивает провода высоковольтной сети на головы москвичей
Труд уже писал о бессмысленном погроме московской троллейбусной системы, самой крупной в мире («Кража проводов – на благо Москве?»). Ее можно было постепенно и не затратно превратить в электробусную, внедряя троллейбусы с увеличенным автономным ходом и сохраняя нужную для их зарядки часть существующей контактной сети. Вместо этого мэрия по непонятным причинам предпочла полное уничтожение прежней структуры (что ведь тоже требует денег) и закупку ненадежных, притом немыслимо дорогих полностью беспроводных электробусов, заряжающихся от специальных станций на конечных (которые только начинают строить, и они также очень дороги). Излишние затраты будут исчисляться десятками миллиардов рублей. Ну а сейчас, с прекращением движения троллейбусов, началось хаотичное растаскивание контактной сети, и эти действия приобретают уже открыто криминальный, опасный для горожан характер.
Видимо, понимая иррациональность своей политики в отношении троллейбуса, мэрия стремится покончить со всеми следами этого транспорта (кроме «потешного» музейного маршрута) как можно быстрее. Но все-таки 600 километров сетей – а это не только медные провода и углепластиковые кронштейны, но и современные держатели кривой, и скоростные стрелки, установленные совсем недавно – в один день не срежешь. Поэтому нанимаются бригады из регионов, как правило, без квалификации и часто без разрешительных документов на демонтажные высотные работы.
Иногда документ имеется, но это филькина грамота. Одну такую показал «Труду» активист фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», советник депутата Мосгордумы Георгий Красников. Георгий и его помощники ездят ночами (когда в основном орудуют эти «умельцы») и ловят вандалов за руку.
– Посмотрите, в этой бумаге «прекрасно» всё! – Георгий демонстрирует фото документа. – Что за компания ООО «СК Энергетик», которой ГУП «Мосгортранс» доверил срезку сети? Не ищите ее в интернете, Гугл на запрос выдаст только выписки из реестров налоговых должников, к которым, очевидно, принадлежит эта контора. Ни сайта у нее нет, ни истории. Зато – выиграла тендер.
Хотя, вернее всего, не было и тендера. Во всяком случае, на «Госзакупках» никаких заказов работ по демонтажу троллейбусной сети нет. Впрочем, есть они на АВИТО – но хорош ресурс: международная интернет-барахолка…
Надо ли напоминать, что сеть, содержащая большое количество ценных металлов и дорогих конструкций, представляет значительную остаточную стоимость. Да и вообще «Мосгортрансу» формально не принадлежит (многие ее узлы смонтированы Департаментом капразвития), не на его балансе числится и официально не списана.
Но самое дикое – как именно она снимается! Едете вы, допустим, на машине и вдруг замечаете, что на ваши колеса наматываются провода. Останавливаетесь, видите рабочих, толкущихся рядом, спрашиваете, как такое случилось – они вам рассказывают сказку про то, что провода «сбил какой-то КАМАЗ», а они вообще с другого участка. Как КАМАЗ, у которого ни кабина ни кузов и близко не достигают (и не должны достигать) высоты троллейбусной сети, мог ее сбить?.. Кстати, прораб этой команды, видя снимающих инцидент активистов, очень занервничал. А когда действия громил были приостановлены (спасибо сотрудникам ОВД «Тверской» и «Беговой»), другой их начальник, уже находясь в полиции, все время порывался позвонить директору службы энергохозяйства «Мосгортранса» Андрею Волгину, с которым у него якобы «все договоренности», и тот-де пообещал в случае чего «порешать любой вопрос». А машины тем временем продолжали ездить и цеплять провисшие провода, которые в тот момент вполне могли быть под напряжением 600 вольт.
Думаете, этот случай остановил жуликоватые конторы и нанимающих их чиновников? Тогда езжайте – ну хоть на перекресток проспекта Мира и Протопоповского переулка, где висят ошметки от бывшего пересечения трамвайной линии с троллейбусной, и об эти заусенцы ломаются пантографы трамваев. То же самое – на улице Сергия Радонежского, в других местах.
А кое-где уже есть и пострадавшие. На Нижней Масловке неграмотно снятый держатель сети упал на автомобиль и мало того что попортил машину – травмировал сидевшего в ней пассажира.
Но что дальше со срезанными элементами сети? Активисты нашли как минимум один нелегальный склад в силовой подстанции на Большой Черкизовской улице, 6А. Воры там держались до такой степени нагло, что, по словам присутствовавшего помощника депутата Мосгордумы Павла Агафонова, не пустили вызванных им полицейских внутрь! А стражи порядка… нет, не вызвали подкрепление, а ретировались.
Кто же, наделенный большой, судя по всему, властью, покровительствует этому мародерству?
Как говорится, догадайтесь сами. Еще один вопрос, не имеющий ответа: куда все это пойдет потом? Кто-то говорит – раздадут в города, где есть троллейбус (и это было бы не худшим вариантом), но большинство уверено, что ценное оборудование просто сдадут в металлолом, а деньги поделят между собой.
Безусловно это надо остановить. Возможно, троллейбус в Москве уже не возродится – хотя транспортники всего мира выразили сожаление по поводу случившегося, а работники троллейбуса Женевы и еще одного швейцарского города – Биля, а также Мехико, Пекина, Санкт-Петербурга устроили трогательный планетарный флешмоб, выведя машины на улицы с транспарантами по-русски: «Это троллейбус», «Спасибо, московские троллейбусы».
Но нынешние вандальские действия – уже не повод для милой ностальгии, а нечто гораздо худшее, поскольку впрямую угрожают здоровью и жизни людей.
Насколько известно «Труду», в связи с фактами хищения и порчи городского имущества в особо крупных размерах активисты готовят обращения в прокуратуру и ОБЭП и призывают к тому же всех свидетелей вандализма.