БУМ ПРОШЕЛ.

С октября Белоруссия возобновила таможенный контроль за товарами третьих стран, следующих из Российской Федерации. Таможенный союз рухнул, сделали выводы некоторые политики. Судя по всему, они в некоторой мере поспешили.

Пять лет прошло с тех пор, как президент Белоруссии Александр Лукашенко и тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин выкопали символичный столб, указывающий на не менее символичную границу между Россией и Белоруссией. Этот торжественный момент, который внимательно отслеживали все мировые информационные агентства, означал, что Россия и Белоруссия поставили крест на постсоветском раздрае и добровольно вступают на путь спасительной интеграции. Тогда же наши государства договорились о создании Таможенного союза.
Сегодня российские и белорусские автоперевозчики, предприниматели и коммерсанты с недоумением констатируют: лично до них блага единого таможенного пространства пока "не дошли". Чтобы преодолеть участок границы, где некогда был выкопан пограничный столб, нужны не только время, но завидное терпение и крепкие нервы. Формальностей на перекрестке единого таможенного пространства еще предостаточно. Здесь, на 456-м километре автострады Москва-Брест, я насчитал не менее 10 контрольных пунктов и постов как с российской, так и белорусской стороны, где в иные времена автоперевозчики вынуждены простаивать сутками. И везде, удивляются водители, требуют, требуют. Дошло до того, что иностранные перевозчики стали огибать Белоруссию стороной: дешевле обходится.
Но, пожалуй, наибольшее раздражение вызвало решение родного российского правительства восстановить на границе с Белоруссией таможенный контроль и оформление товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Белоруссии и ввозимых в Россию. Александр Лукашенко смысл этой фразы раскрыл предельно жестко. "Союз Белоруссии и России подошел к очень опасной черте: такого отката назад в наших отношениях еще не было". Последние решения российского правительства, по словам Лукашенко, фактически восстанавливает таможенные границы между союзными государствами, что "вынуждает республику к ответным мерам". И ответные меры последовали.
С 1 октября контроль и оформление товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации и ввозимых в Белоруссию, восстановлен в полном объеме. Разница лишь в том, что со стороны России контроль осуществляется непосредственно на границе, а со стороны Белоруссии - по месту прибытия товара. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Некоторые белорусские специалисты уже определили "цену" такого решения. Оно обеспечит от 5 до 20 процентов роста цен на бытовую технику, компьютеры, одежду, многие другие товары восточного и западного производства. "Откат назад" еще более очевиден, если вспомнить, что уже через полгода после подписания в 1995 году соглашения о Таможенном союзе практически росчерком пера были выровнены ставки абсолютно всех платежей, которые взимали таможенные органы двух стран: пошлины, акцизы, НДС. Мечта производителей о беспрепятственном передвижении товаров была реализована почти что в полном объеме. Но идеальное состояние продолжалось не более полутора лет.
Собственно, проблемы возникли уже в первые месяцы. И в основном это касалось товаров из третьих стран. Наглядная картина тех лет: грузы, прошедшие таможенную "очистку" на белорусско-литовской, белорусско-украинской и даже на весьма обустроенной белорусско-польской границах и предназначенные конкретным российским потребителям, вдруг заимели свойство бесследно растворяться на просторах таможенного пространства. Как будто в "черную дыру" попадали. И спросить не с кого. Тогда же на российские просторы (через Белоруссию, как предполагают российские таможенники) в огромных количествах хлынул сомнительного происхождения спирт, сигареты, множество других левых товаров. А сколько импортных телевизоров контрабандного "производства" попали на территорию Белоруссии из России! Тех же сигарет, алкоголя. Благами открытых границ отечественный криминал воспользовался сполна.
Существенные расхождения возникли и в части тарифных регуляторов. Каждая страна, увидев провалы в собственных бюджетах, стала защищать свои интересы. Наглядный пример - импортные автомобили, которые хлынули на российские просторы по "выровненным" пошлинам. Интересы России, направленные на поддержку отечественных автомобилестроителей, здесь явно не совпали с интересами Белоруссии. В свою очередь, Белоруссия ввозит сегодня, скажем, импортный текстиль по несколько более низким, чем в РФ, ставкам. Но и в этом решении лежат вроде бы объективные причины. Заинтересованная в продвижении своих товаров на Запад, Белоруссия выполняет условия, продиктованные Европейским Союзом.
И таких мелочей после периода "идеального состояния" накопилось предостаточно. На сегодняшний день, скажем, мы имеем тарифные "проблемы" более чем по 500 товарным позициям. Проявились также расхождения в принципах взимания НДС, акцизных ставок... Добавьте к этому необустроенность тогдашних границ, особенно с Украиной и Прибалтикой, отсутствие развитой таможенной инфраструктуры, низкий профессионализм самих таможенников, традиционную необязательность в перечислении таможенных платежей... В результате этих и множества других, неучтенных в период объединительного бума "мелочей", потери только российского бюджета специалисты оценивают в миллиарды долларов. Немало недобрала и белорусская казна. Впрочем, цифры весьма условны: в едином таможенном пространстве не оказалось единой методики расчетов, единого контроля над товарными потоками.
Не способствовала доселе делу укрепления Таможенного союза и экономическая политика, проводимая государствами. Таможенные механизмы должны органично вписываться в единую, общую промышленную политику двух стран. Как считают многие специалисты, идеология экономического развития в Белоруссии сильно отличается от российской и требует серьезных корректив. Пока же субъекты хозяйствования двух стран работают в принципиально отличных правовых пространствах. Когда нет единых принципов формирования цен, налогообложения, себестоимости продукции, единой таможенной и валютно-кредитной политики, когда в одной стране приватизация идет полным ходом, а во второй практически приостановлена, - таможенникам трудно найти общий язык.
В результате имеем то, что имеем: "идеальное", с точки зрения политиков, состояние, оказалось далеко не идеальным с точки зрения экономических реалий. Экономика вновь стала заложницей политики. Но, естественно, все камни посыпались на таможенных чиновников. На них и навесили вину в разного рода "не их" промахах...
Однако дела в российско-белорусских отношениях далеко не так "провальны", как это пытаются представить некоторые политики. Скорее наоборот. В российском представительстве ГТК РФ в Минске твердо уверены, что сегодня мы подошли к созданию реального таможенного пространства куда ближе, чем это было... пять лет назад. И если бы пять лет назад, уверены таможенники, мы начали с того, к чему пришли сегодня - то есть считать, анализировать и искать взаимные выгоды, - то страны давно жили бы в реальном таможенном пространстве.