ЗАПИСКИ ГОРОДА

До определенного момента никто из столичных жителей не задумывается, что на территории Москвы и Подмосковья разместилась целая страна, с "мегаполисами" и "поселками", имеющими свою историю и культуру. Ее "население" постоянно увеличивается, потому расширяется и территория. Это Страна мертвых, московский некрополь, более шести десятков кладбищ, занимающих в общей сложности территорию около 1700 гектаров.

Самое большое из них, одно из крупнейших в Европе - Хованское (объединяющее три), занимает площадь 197 гектаров; самое маленькое - Тимирязевское, основанное в 1941 году на территории Тимирязевской академии, умещается всего лишь на половине гектара.
Самое старое из сохранившихся до наших дней захоронений - гробница первого московского митрополита Петра, скончавшегося в 1326 году, находится в Успенском соборе Московского Кремля. К середине XVII века, по оценкам разных исследователей, в Москве было от 300 до 600 погостов. После моровой язвы по указанию царя Алексея Михайловича захоронения у церквей Московского Кремля были запрещены. Кстати, сам Алексей Михайлович, умерший в 1676 году, как и его отец Михаил Федорович, первый из династии Романовых, захоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. В этом же храме-усыпальнице погребены известные российские князья и государи: Иван I Данилович Калита, его сыновья Симеон Гордый и Иван II Иванович (отец Дмитрия Донского), сам Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV Грозный. А в 1758 году в районе Марьиной рощи было открыто первое городское общественное Лазаревское кладбище.
С течением времени и расширением границ города московские кладбища удалялись за его пределы. Во время эпидемии чумы в 1771 году указом Правительствующего Сената времен императрицы Екатерины II был наложен запрет на захоронение умерших от этой страшной болезни на всех московских кладбищах. В этот год за пределами тогдашней Москвы были основано около 20 кладбищ, в том числе Дорогомиловское, Рогожское, Преображенское, Армянское и одно из самых престижных в настоящее время - Ваганьковское (правда, кладбище села Ваганьково существовало и до официального основания). После этого самым аристократическим и дорогим в Москве стало кладбище Донского монастыря. К концу XIX века население Москвы перешагнуло миллионный рубеж, и в 1898 году за южной стеной Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году, было открыто престижное Новодевичье кладбище.
Но процесс вытеснения кладбищ за городскую черту продолжался: к середине прошлого века исчезли многие старые кладбища - Дорогомиловское, Лазаревское, Семеновское, большая часть Братского (где были захоронены погибшие во время Первой мировой войны воины), а также погосты некоторых московских монастырей. Исключением стал лишь некрополь у Кремлевской стены, основанный в ноябре 1917 года, когда в двух братских могилах у Кремлевской стены были погребены более 200 безымянных бойцов Октябрьской революции. Затем в течение многих лет рядом с ними были захоронены видные деятели Советского государства, а в нишах Кремлевской стены размещены более 100 урн с прахом.
... Ежедневно в российской столице уходят из жизни около 400 человек. Казалось бы, не так уж много для многомиллионного города. Но новые захоронения москвичей производятся только на нескольких отдаленных кладбищах - Щербинском, Богородском, Перепечинском и кладбище "Ракитки". С расширением столицы многие подмосковные кладбища приобретают статус городских. Навестить могилу родственника для многих жителей столичного мегаполиса - целая проблема, потому что некрополи в основном расположены в Подмосковье, и при отсутствии автомобиля посещение родственных захоронений занимает подчас целый день.
Издавна усопших хоронили "поближе к Богу", на погостах возле приходских церквей и на территориях монастырей. Как известно, для храмов выбирались самые красивые возвышенности с легкими почвами: "пусть земля будет пухом". За всю многовековую историю России ни один православный храм не пострадал от наводнений, не считая тех, что были затоплены рукотворными водохранилищами. Старые московские кладбища располагались на песчаных почвах, поэтому в одну могилу можно было производить с интервалом в 30 лет несколько захоронений.
В последние десятилетия для погостов отводились участки с глинистыми почвами. Не нужно быть большим специалистом по этой части, чтобы понять: кладбища с глинистыми почвами могут стать "минами замедленного действия", вызывая заражение почвы и грунтовых вод, но в то же время расширять территорию современных погостов до бесконечности нельзя. Наверное, поэтому в течение последних десятилетий идея кремации находит все больше сторонников. Специалисты осторожно прогнозируют, что через 10-15 лет столичных усопших ждет принудительная кремация. Аргументы для этого вполне материалистические: колумбарии занимают меньшую площадь, ниши - значительно меньше могил, а захоронение урны можно производить независимо от срока последнего погребения. В пример ставится Япония, где 98 процентов усопших кремируются. Но, согласитесь, японские религиозные традиции существенно отличаются от российских. А как преодолеть существующий не только в Православной Церкви запрет на кремирование? Спору нет, в дохристианской Европе многие народы, в том числе и древние славяне, устраивали погребальные костры. Но христианская Европа кремировала своих усопших только в санитарно-гигиенических целях, например, во время эпидемии чумы в XV веке и во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. В дореволюционной России под Астраханью в Ветлянке кремировали усопших во время чумы 1876 года.
В настоящее время в Москве кремируется около 40 процентов усопших. Все три московских крематория (Митинский, Николо-Архангельский - крупнейший в мире, Хованский) расположены в Подмосковье. Но идея кремации очень медленно воплощается в нашей стране (на ее просторах не наберется и десятка крематориев), наверное, и потому, что территория позволяет производить захоронения традиционным способом, страна-то большая и кладбища тоже немаленькие.
О злоупотреблениях, вандализме и воровстве на кладбищах можно написать отдельную статью. Ни для кого не секрет, что бомжи и пропойцы, облюбовав эти скорбные места, выдергивают из корзин, венков или собирают с могил цветы и продают их тут же за оградой. Не случайно бытует практика, когда родственники усопших, приходя на могилы, попросту укорачивают стебли живых цветов и обжигают края искусственных: на такие точно не позарятся. Возникают вопросы: а что же делают и куда смотрят власти?
В прошлом году правительством Москвы на обустройство и содержание кладбищ было выделено и освоено 17,4 млн. рублей. Проведены работы по реконструкции Хованского крематория с заменой 4 кремационных печей и похоронного дома-некрополя "Троекурово", продолжено строительство второй очереди Военно-мемориального некрополя на Перепечинском кладбище, проводились проектно-изыскательские работы по расширению Домодедовского и реконструкции Новодевичьего кладбищ.
По указанию правительства Москвы все агенты специализированных служб по вопросам похоронного дела прошли обязательное обучение и аттестацию в одном из московских вузов. Теперь на некоторых московских кладбищах можно выкупить ниши в колумбарии для будущих захоронений (например, на Николо-Архангельском и Донском), появилась возможность приобрести земельные участки для создания семейных (родовых) захоронений под будущие погребения с соответствующими надгробными сооружениями (склепами).
Немногие знают, что для захоронения неопознанных тел, которое производится полностью за государственный счет, выделен участок на Перепечинском кладбище. Подобные захоронения производятся в могилу, на которой устанавливается табличка с номером, поэтому даже через несколько лет можно идентифицировать пропавших без вести.