10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАПИСАНО С МАГНИТОФОНА

Новикова-Ганелина Светлана
Опубликовано 01:01 14 Октября 2003г.
Десять фестивальных дней были уплотнены до предела: не только готовые спектакли, но и наброски, отрепетированные читки, дискуссии, семинары.

Помимо российских коллективов, в фестивале участвовали театры из Франции, США, Македонии, Грузии, Латвии и Литвы, которые выступали на двух сценах чеховского МХАТа и в "Театр.doc". Лучшей пьесой на смотре была признана "Бифем" Людмилы Петрушевской, специальный приз жюри получили братья Пресняковы за "Плененных духом" и "Терроризм", а моноспектакль "Кислород" завоевал Гран-при фестиваля.
Многие годы наш театр обращался к современной драматургии по разнарядке и, как правило, без удовольствия. Оно появилось с приходом драматургов "новой волны": Петрушевской, Казанцева, Славкина, Галина, Арро. В 90-е, когда многие из нас ощутили себя беспомощными, государством не защищенными: пожаром пошли по стране пьесы Надежды Птушкиной, похожие на рождественские сказки со счастливым финалом. Сегодня молодые авторы рвутся к популярности, ибо чем ее больше, тем скорее драматург переходит на заказные пьесы. А поскольку такие заказы оплачиваются по полной программе, молодые люди балансируют между "чистым творчеством" и коммерцией.
Многие режиссеры уже засматриваются на современную пьесу, да не знают, как ее ставить. Приемы работы с текстами классическими, апробированными здесь уже не срабатывают. К примеру, Михаила Угарова нельзя открывать тем же ключом, что Гоголя, да и актеры тоже не готовы: они привыкли к другой литературе. Когда режиссер воронежского Камерного театра Михаил Бычков объявил труппе, что будет ставить современную драму, два актера подали заявление об уходе. Их можно понять, но все, кто хоть немного интересовался историей театра, знают: без обновления драмы нет нового театра. Роль провокаторов в сегодняшнем театральном процессе выполняют сразу несколько авторов. И все же на первое место я бы поставила Михаила Угарова - интересного драматурга, прозаика, пока еще очень скромно освоенного театром. Настолько скромно, что с недавнего времени он сам начал ставить - не столько себя... сколько других авторов.
Фестивальная программа открылась его постановкой "Трансфер" по новой пьесе Максима Курочкина - об обретении человеком самого себя. Для этого герою пришлось совершить путешествие в ад, где, оказалось, никто не поджаривается на сковороде и не молит о прощении. Второй спектакль Угарова - "Потрясенная Татьяна" - поставлен по миниатюрам грузинского драматурга Лаши Бугадзе, которому всего 25 лет. Он, естественно, не знает той Грузии, которую знали и любили мы: мирной, веселой, полной поэзии, солнца и радостных застолий. Его юность пришлась на войну, голод, страх и безработицу. Он увидел, как гордые кавказские мужчины перестали чувствовать себя смелыми и сильными, пали духом и потерялись. Все это обернулось цепочкой трагикомических сюжетов, в которых мужчины поменялись ролями с женщинами и превратились в домоседов. Так "потрясенная" Татьяна не находит себе места, сгорает от стыда за то, что ее муж сидит дома и чинит соседу велосипед.
Трагический, яркий спектакль привез Македонский национальный театр драмы по пьесе Деяна Дуковского "Твою мать, кто первый начал?", состоящую из маленьких новелл: "Смысл", "Радость", "Вера", "Надежда", "Любовь", "Честь", "Грех". Одна из них построена на диалоге Фауста с юношей в кабачке "Черный поросенок". Фауст говорит, что Балканы - тюрьма, откуда несет гнилью, где полно всякого дерьма и только не хватает алкоголя. "Никого не жалей, - учит он юношу, - а если будет кого-нибудь жалко, то уничтожь его..."
Свой спектакль показал автор пьесы "Персидская сирень" Николай Коляда, режиссер и основатель драматургической школы в Екатеринбурге. Это благодаря его стараниям получили путевку в жизнь начинающие драматурги Олег Богаев и Василий Сигарев. Приезжал со своими питомцами в Москву и Вадим Леванов, основавший в небольшом городе Тольятти школу молодых драматургов. Постановку известной на Западе скандальной пьесы "Монологи вагины" (автор Ив Энслер), сделанную в модной манере вербатим (что в переводе с латыни означает дословно), где все истории, когда-то записанные на магнитофон, рассказываются женщинами, привозил Вильнюсский театр русской драмы. Четыре дамы разного возраста, темперамента и телосложения делятся со зрителями своим сексуальным опытом, страхами и душевными переживаниями, вызванными на этой почве. Чтобы освободиться от стеснительности и передать "это сладкое чувство свободы", актрисы выкрикивали всякие непристойности в зал и даже выбросили лозунг, такого, да простит мне читатель, содержания: "Пиписьки всех стран, соединяйтесь!" Смешно? На мой взгляд, не очень, но поскольку теперь у нас свобода слова, то театры могут позволять себе что угодно.
Стиль вербатим особенно любит "Театр.doc", и он представил его в двух постановках: "Война молдаван за картонную коробку" и "Большая жрачка". В первой постановке подробнейшим образом рассказывается о людях, приехавших в Москву на заработки и ни за что убитых такими же бесправными и бездомными, как они, нелегалами. Спектакль, надо признаться, воздействует мощно. После него испытываешь стыд, что живешь в квартире с ванной и спишь на мягкой кровати, тогда как рядом с тобой люди существуют подобно собакам и ночуют в коробке из-под холодильника... То, что сегодня начинающие драматурги и режиссеры обращаются к неведомой многим из нас жизни, на которую мы специально закрываем глаза, чтобы не расстраиваться, - свидетельствует об их смелости, огромном желании говорить зрителям правду и только правду.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников