ГДЕ НАША ДОЛЯ В НЕФТЯНОМ ПИРОГЕ?

Как победить бедность в богатейшей стране, которой всегда была и будет Россия? Как быстро и эффективно вывести экономику из затянувшегося кризиса? Об этом шла речь на первом публичном заседании Комитета по защите прав граждан на природные ресурсы. Потому что фантастические природные богатства России могли бы обеспечить решение многих острейших проблем развития. Именно их нерешенность порождает и воспроизводит бедность населения и застой в экономике.

Этот комитет, созданный по инициативе депутатов Госдумы, члена-корреспондента Академии наук Сергея Глазьева и нобелевского лауреата Жореса Алферова, а также академиков Дмитрия Львова и Олега Кутафина, замахнулся на "священную корову" нынешней структуры нашего хозяйства - природную ренту, получаемую в добывающих отраслях. Проведенное группой ученых Академии наук по заданию комитета исследование показывает, что объем этой ренты приближается к 50 млрд. долларов в год. Природная рента как доход, получаемый за счет использования исключительных свойств недр земли, во всем мире принадлежит государству. Однако у нас эта рента почему-то присваивается теми, кто приватизировал компании и оборудование в добывающих отраслях. А между тем природная рента, изъятая в бюджет, - это ключ не только к решению проблем бедности, но и огромный ресурс развития всей экономики. Вопрос в том, как добиться, чтобы власти от имени общества обратили природную ренту на пользу России. Ничего нового здесь изобретать не надо, достаточно обратиться к мировому опыту.
В 1974 году власти Саудовской Аравии жестко потребовали от американской корпорации "Арамко" 60 процентов ее доли в нефтяной концессии, которой та владела с 30-х годов. А вскоре и все 100 процентов активов и прав "Арамко" были национализированы. Саудовцы возместили американцам лишь чистую балансовую стоимость активов. Теперь "Арамко" из хозяина промыслов превратилась в подрядчика. Качает чужую нефть и за это получает небольшое вознаграждение в виде нормальной прибыли на вложенный капитал. А доходы от самой нефти наполняют госказну, идут на реализацию многочисленных социальных программ, на феерические проекты строительства городов в пустыне.
История богатства Объединенных Арабских Эмиратов тоже уходит не в какие-то древние века, а ровно к тому моменту, когда там была обнаружена нефть. Правда, власть эту нефть жестко контролирует, и доходы от нее перераспределяются в интересах всего общества страны и даже откладываются в фонд будущих поколений. Там-то понимают - нефть когда-то закончится.
Восемьдесят процентов природной ренты изымается в бюджет государства в Норвегии.
У нас же все происходит с точностью до наоборот. Государство в значительной мере утратило контроль за недрами, хотя по Конституции они принадлежат ему. Вместе с железками нефтяных вышек и качалок как-то тихой сапой были приватизированы и сами месторождения, которые заключают в себе несметные богатства, с помощью которых в одночасье и были сколочены крупнейшие в мире состояния скороспелых российских олигархов. Причем эти состояния растут в геометрической прогрессии, происходит отток капитала, который в нынешнем году превысит 25 млрд. долларов. В то же время не хватает даже на ремонт "трубы", на которой эти олигархи сидят. Износ оборудования в нефтяной отрасли уже достигает 80 процентов.
Так вот и получается: народ, в буквальном смысле наступающий на золото (пусть и черное), живет у черты бедности. По милости младореформаторов Россия фактически являет собой уникальную систему перераспределения национального богатства, при которой даже то, что дано от Бога, передано в руки элитарной кучки граждан.
Анализ Комитета по защите прав граждан на природные ресурсы показывает, что из природной ренты ежегодно и безболезненно для нефтедобытчиков и прочих "олигархов на недрах" можно обращать на общественные нужды до 400 млрд. рублей. Сумма огромная, если сравнивать со всем российским бюджетом, но это меньше трети от того богатства, которое ежегодно достается олигархам за счет обладания природной рентой. Но и 400 млрд. рублей вполне хватило бы, чтобы довести среднюю зарплату в стране до 8 тыс. рублей, среднюю пенсию - до 4,5 тыс., не говоря уже о стипендиях, копеечных детских пособиях и прочих нищенских доплатах и выплатах.
При этом депутат Госдумы Сергей Глазьев предлагает не полагаться на честность госчиновников, на порядочность власти, а принять такой законодательный механизм, чтобы деньги, поступающие от природной ренты, прямиком попадали на именные счета, которые можно завести в госбанке на каждого гражданина России. Эти деньги граждане могли бы тратить не как им заблагорассудится, а только на три важнейшие вещи: приобретение жилья, образование и медицинское обслуживание. То есть на то, без чего невозможна достойная жизнь современного человека и чего лишено сейчас большинство россиян. Кстати, это будет иметь еще один позитивный эффект -продвинет наверх всю экономику. Увеличится потребление, бум строительства простимулирует обрабатывающие отрасли. Примерно такую схему и реализуют арабы, по-хозяйски и справедливо распоряжающиеся своими нефтедолларами.
Огромная природная рента в России получается еще и из-за того, что топливно-сырьевые компании продают добываемый ими продукт по мировым ценам, которые намного превосходят внутренние цены и затраты на добычу и производство. Отсюда низкие зарплаты в России, а главное - огромный перекос развития в сторону добывающих отраслей.
А надо сделать так, чтобы все в России получали достойное вознаграждение за свой труд, адекватный доход на вложенный капитал.