АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: НА ПОРОГЕ НОВОГО БУМА

Событием года в атомной энергетике стал начавшийся на днях процесс физического пуска нового мощного блока на Калининской АЭС. В ноябре блок будет включен в энергосистему. Впечатляющая сумма финансирования - около 40 миллиардов рублей - свидетельствует о масштабах и сложности строительства. Решение о сооружении третьего блока приняли еще в 1985-м. Но после чернобыльской катастрофы работы на большинстве атомных строек были заморожены: общество тогда испытало сильнейший шок. А после распада СССР финансирование стало мизерным. Развитие важнейшего направления энергетики резко затормозилось. В новой России появилось всего два энергетических реактора - в 1993-м в Балаково и в 2001-м в Ростовской области. Ущерб для экономики от сворачивания программ строительства АЭС был очевиден. Вот почему с таким воодушевлением отрасль встречает ввод в эксплуатацию третьего блока Калининской АЭС: атомная энергетика пробуждается... С этого и началась наша беседа с руководителем Федерального агентства по атомной энергии академиком Александром РУМЯНЦЕВЫМ.

- Александр Юрьевич, в России получает путевку в жизнь новый реактор мощностью в миллион киловатт, а Швеция в эти же дни сообщила о выведении из эксплуатации своего ядерного реактора на АЭС Баршбек - "в рамках стратегии сокращения зависимости от атомной энергии". И Германия действует аналогичным образом. Не идет ли Россия вразрез с мировыми тенденциями, пренебрегая опасностями, которые таит атомная энергетика?
- Наоборот. Во многих странах сегодня наблюдается повышение интереса к строительству АЭС. Так, Финляндия решила строить реактор, причем максимальной мощности. Показательно, что большинство жителей этой северной страны в ходе опроса поддержали проект. В Китае и Индии планируется вводить по блоку мощностью миллион киловатт практически каждый год - вплоть до 2020-го. Япония, Южная Корея и не прекращали строительство. Сегодня в Японии 53 энергетических реактора, в США - 104, а у нас - всего лишь 30. Так что пока мы отстаем от многих развитых стран. Во Франции, например, удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, составляет 80 процентов общего энергобаланса страны, в Японии - 33, в Бельгии - 57... В России же - около 17 процентов. АЭС сегодня имеют 30 стран (всего 439 энергоблоков). В ближайшие десятилетия традиционные дешевые источники энергии во многом могут исчерпать себя. И тогда начнется настоящий бум ядерных технологий. Но готовиться к этому надо уже сегодня.
В соответствии со стратегией развития атомной энергетики России мы будем энергично наверстывать упущенное в 90-е годы. В частности, до 2010-го планируем ввести новые блоки на Курской, Волгодонской, Балаковской АЭС, а также построить энергоблок с ядерным реактором четвертого поколения БН-800 на быстрых нейтронах (Белоярская АЭС). За реакторами на быстрых нейтронах - будущее.
Естественно, первостепенное внимание уделяем и будем уделять безопасности - и радиационной, и охране станций от террористов. Последний аспект сегодня особенно важен, и поэтому наши объекты имеют высшую степень охраны. Используются не только специальные средства, но задействованы и внутренние войска МВД - в боевом режиме.
Теперь о защите другого рода. На новом, третьем блоке Калининской АЭС действуют одновременно три независимых друг от друга уровня обеспечения безопасности. Это самые современные разработки, уникальная аппаратура. В случае малейших отклонений параметров от нормы реактор будет мгновенно остановлен и заблокирован. Система управления построена на цифровых технологиях. Предусмотрена утилизация и переработка радиоактивных отходов. Хотел бы особо отметить: третий блок рассчитан не на 30 лет работы, как реакторы первого поколения, а больше. Может быть, срок его службы (при соответствующем научно-техническом обосновании) будет продлен до 60 лет. Это наглядное свидетельство более высокой надежности новых блоков. Однако и отработавшие свой срок реакторы мы не закрываем, а модернизируем.
- Регулярно с атомных станций надо выгружать высокорадиоактивное отработавшее ядерное топливо (ОЯТ). Уже сегодня его запасы в России превышают 15 тысяч тонн. Жаркие дискуссии разгорелись в обществе, когда стало известно, что наша страна готова принять еще 20 тысяч тонн отработавшего топлива из других государств. "Россия превратится в свалку опаснейших радиоактивных материалов", - бьют тревогу ученые, экологи. Зачем нам лишние опасности?
- На самом деле все не так. Давайте разберемся спокойно. Начну с того, что еще нет решения о ввозе ОЯТ иностранного производства. И принято оно будет нескоро - как минимум через несколько лет. Строго говоря, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) может рекомендовать размещение высокотехнологического, современного комплекса по хранению и переработке ОЯТ как в России, так и в тех странах, где умеют обращаться с этими материалами. Группа международных экспертов будет тщательно прорабатывать все аспекты - экологические, технические, концептуальные (сколько времени хранить, когда перерабатывать и т.д.), а также привязку к конкретной местности в конкретной стране. Кстати, в следующем году МАГАТЭ планирует провести в России специальную конференцию по этим вопросам. Думаю, где-то в 2007-м могут быть сформулированы конкретные предложения МАГАТЭ по международному хранилищу. И не факт, что нам легко достанется этот чрезвычайно выгодный проект. Конкуренция в мире здесь серьезная. Топливо из иностранных реакторов ввозят в больших масштабах и перерабатывают, например, Великобритания и Франция, а 80 процентов международного рынка ОЯТ контролируют США. Так что нам придется договариваться о том, какую долю рынка мы сможем получить...
- Но так ли уж выгоден этот проект? Не перевешивает ли опасность выгоду?
- Не будет никакой дополнительной опасности - ни для жителей, ни для специалистов, которые работают с ОЯТ, ни для окружающей среды. Ведь это дело для нас не новое: мы ввозим в Россию ОЯТ с тех реакторов, которые были построены Советским Союзом, уже 30 лет назад, возвращаем в нашу страну "свежее" (неиспользованное) или отработавшее топливо с исследовательских реакторов. Кроме того, перевозим, перерабатываем, храним большие объемы отработавшего топлива 30 наших российских энергетических атомных реакторов. В России есть надежные хранилища, уникальные технологии, огромный опыт и, наконец, жесткий, отлаженный в течение полувека контроль.
Важно понять: ОЯТ - это не мусор, а ценнейшее сырье, которое можно использовать и для изготовления свежего ядерного топлива, и в медицине (изотопы), и в других отраслях. К примеру, уран и плутоний, извлеченные из 100 граммов ОЯТ, по энергетической ценности соответствуют 2 тоннам нефти. Должен сказать, что в России разрабатывается проект принципиально новой АЭС с реактором БРЕСТ-1200, который как раз и будет использовать уран-плутониевое топливо, получаемое после переработки ОЯТ. 20 тысяч тонн ОЯТ при внедрении новейших технологий могли бы полностью обеспечить потребности страны в электроэнергии в течение почти десяти лет. Поистине фантастические перспективы.
Но это не вся выгода. Ранее при обосновании законопроекта были сделаны такие оценки: за возможный ввоз 20 тысяч тонн ОЯТ зарубежных АЭС Россия получила бы не менее 20 миллиардов долларов. Половина ушла бы на расходы, связанные с хранением, переработкой, созданием инфраструктуры, а до 10 миллиардов долларов может остаться на реализацию экологических программ, улучшение окружающей среды, а также на нужды регионов, отчисления в бюджеты всех уровней. Разве такой проект не интересен для страны?
- Оппоненты, однако, акцентируют внимание на том, что при получении нового уран-плутониевого топлива из ОЯТ образуется большое количество жидких радиоактивных отходов. "Два крупнейших в мире завода по переработке ОЯТ в Селафилде в Великобритании и на мысе Ла Аг во Франции, утверждает один из ученых, опасно загрязняют Северную Атлантику". Нам ведь тоже придется делать аналогичные сбросы в окружающую среду?
- В последние десятилетия в Великобритании и Франции нормативы на сброс жидких радиоактивных отходов в моря были существенно ужесточены. Реально полученные дозы, связанные с наличием в рационе людей рыбных продуктов из Ирландского моря, составляют менее одного процента от годовой дозы 3,6 миллизиверта, которую жители Ирландии получают от всех бытовых (естественный фон, рентген зуба, рентген грудной клетки и т.п.) источников радиации. Аналогичная ситуация и с французскими заводами по переработке ОЯТ.
Что касается России, то мы сбросы в открытую гидросеть вообще не осуществляем.
- Контейнеры с отработавшим ядерным топливом придется везти через всю страну - в Красноярск-26, то есть в Железногорск, где планируется построить огромнейшее хранилище и завод РТ-2 по переработке ОЯТ. А если в пути произойдет авария и ядерное топливо выпадет из контейнеров?
- "Выпасть" не может ни одного миллиграмма. Контейнеры изготавливают по особой технологии из специальных материалов. Даже взрыв не разрушит эти временные хранилища. В среднем за каждую неделю по дорогам России осуществляется до 20 перевозок ядерных и радиационно опасных грузов. За пятьдесят лет не случилось ни одного инцидента (тьфу-тьфу) с загрязнением окружающей среды радионуклидами. В мире было более миллиона таких перевозок - и тоже без единого ЧП, имея в виду радиационные выбросы.
В целом я не вижу минусов от ввоза ОЯТ. А плюсы очевидны: полученные деньги пойдут на экологию, улучшение жизни людей, реализацию интересных атомных проектов.
- Каких именно?
- Например, строительство необслуживаемых саморегулируемых атомных термоэлектрических станций, которые будут очень эффективны в отдаленных поселках. Эти станции не требуют ни обслуживающего персонала, ни перегрузки топлива, ни водоемов-охладителей. Здание закрывается на замок, и АТЭС работает в автоматическом режиме. Гарантия безопасности - стопроцентная. Продолжительность работы АТЭС - 25 лет. Проекты готовы. Доставить блоки и собрать можно в сжатые сроки. Но для строительства опытных образцов и запуска станций в серию необходимы определенные средства.
Мы могли бы также строить плавучие атомные электростанции: сооружение первой запланировано в Северодвинске. Кстати, переговоры о реализации такого проекта ведутся с Китаем, который очень заинтересован в этих станциях. Интересными представляются также проекты атомных космических двигателей и многие, многие другие...