ПОДКИДЫШ НА ДАЛЕКОМ СЕВЕРЕ

В одном только Сургуте с начала года от новорожденных отказались 12 иностранок.

Проблема оказалась такой неожиданно острой, что местные власти были вынуждены обратиться с официальным письмом в посольства Киргизии, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии с просьбой организовать возвращение новорожденных на историческую родину, хотя по российскому законодательству их устройством занимаются местные органы там, где найден подкидыш. Начальник управления опеки и попечительства Сургута Людмила Сопина утверждает, что порой жительницы Центральной Азии специально приезжают рожать на Север и оставляют своих малышей в богатом городе, где им будет выжить легче, чем в нищенствующей глубинке на исторической родине. Зачастую такие мамаши не имеют дома даже сносных условий для жилья и скитаются по белу свету в поисках и работы, и временной крыши над головой.
С окончанием зимы такие "туристы" с разновозрастными детьми устремляются на север Тюменской области, где народ богаче и сердобольнее. Число таких мигрантов не поддается серьезному учету. В каждом городе они занимают самые людные перекрестки, усаживаясь на еще промороженную землю, подложив под себя куски картона, и жалобно просят у прохожих милостыню. Дети при этом надрывно горланят какую-нибудь известную песню в надежде получить "гонорар" за исполнение. Однажды мне довелось увидеть такой "концерт" на вокзале Ишима, что в нескольких десятках километров от казахской границы, через которую нелегалы перебираются из южных республик в края северные. Эти люди, среди которых были и (как уже виделось) беременные женщины, ждали попутного поезда.
Время от времени местные власти заставляют право-охранительные органы "принимать меры". Тогда незаконных мигрантов всем скопом сажают на идущий в южную сторону поезд. На нем, как правило, эти люди в лучшем случае доезжают до Тюмени, некоторое время попрошайничают на ее перекрестках, а вскоре возвращаются на обжитое место на окраине Сургута, Нижневартовска или другого относительно богатого северного города.
Пришельцы нередко и оставляют в российских городах своих младенцев, родившихся вдали от родины. К примеру, в самом крупном из нефтедобывающих городов тюменского Севера Сургуте только с начала этого года от новорожденных отказались 12 мамаш - заезжих попрошаек. Двое детей пополнили Дом малютки, потому что их родителей осудили за торговлю наркотиками.
Число таких подкидышей растет год от года. Если в том же Сургуте, по словам Людмилы Сопиной, два года назад жителями азиатских стран было оставлено пятеро ребятишек, то в нынешнем их число до конца года может возрасти в три с лишним раза. А это как раз половина из общего числа подкидышей, от которых матери отказались сразу после рождения.
На 1 августа в Банке данных Сургута были сведения о 150 детях, которые могут быть переданы на усыновление или попечительство.
За последние два с половиной года миграционный поток гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья в Сургут резко увеличился. В Тюменской области прошли регистрацию свыше 100 тысяч граждан из СНГ. Многие из них безответственно образуют "временные" семьи и затем оставляют своих новорожденных, не желая возвращаться домой "с приданым".
Словом, ситуация уже стала головной болью для властей. Масштабные мероприятия по профилактике незаконной миграции привели к тому, что из Тюменской области начался значительный отток нелегалов в соседние регионы, где к ним более лояльное отношение. Так что вместе с ними перемещается в другие области и проблема подкидышей. А это означает, что решать ее надо не только "порегионально", а на федеральном уровне.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Очевидно, что проблема детей-"отказников" (в том числе и детей мигрантов) актуальна для всей России, и, скорее всего, она будет становиться острее с каждым годом. Вот как комментирует ситуацию известный общественный деятель, руководитель организации "Право ребенка" Борис АЛЬТШУЛЕР.
- Затронутая газетой тема чрезвычайно остра и деликатна. Если рассуждать стратегически, то нам надо только радоваться появлению таких детишек - в любом случае это пополнение российского населения в период, когда страна попросту вымирает. Но, конечно, говорить о подобной "радости" можно разве что с горькой иронией. Потому что за проблемой "отказников" - трагедии живых людей - и детей, и взрослых. Есть две категории малышей, брошенных мамами из числа мигрантов. Один случай - когда родители точно не известны. Такие дети по закону являются гражданами России, и государство обязано о них позаботиться, тут хотя бы с юридической точки зрения картина понятна. Но когда родители известны и не имеют российского гражданства, возникает тяжелая межгосударственная проблема. Такого малыша нельзя даже отдать на усыновление, решение его судьбы - дело очень трудное. Необходимы межгосударственные соглашения по этому поводу, некие правовые механизмы, которые позволят в каждом случае найти выход из тупика. Их нет. Этот острейший вопрос надо решать как можно быстрее.
Есть и еще один важный аспект. Почему у женщин-мигрантов появляются отказные дети? Чаще всего потому, что они просто не могут бесплатно сделать аборт, денег на это у них нет. Понятно, что у людей, приехавших сюда на заработки, обычно нет никаких медицинских страховок, а значит, бесплатно получить консультацию у врача женщина тоже не может. Иногда это оборачивается тем, что беременная пытается избавиться от ребенка без помощи медиков. И если он все же выживает, то вполне может родиться инвалидом. Все это - преступление и по отношению к женщине, и по отношению к ребенку. Любая женщина должна иметь право и на бесплатную медицинскую помощь, и на бесплатный аборт на ранних сроках. Тут тоже нужны соответствующие межгосударственные соглашения. Уверен, что при цивилизованном подходе все эти непростые вопросы вполне можно решить.
Подготовила