В ДЕТСАД - ЧЕРЕЗ СУД

Шестилетней Полине Зориной отказано в посещении детского сада - по решению городского суда Петрозаводска.

Дело в том, что у девочки детский церебральный паралич, без посторонней помощи она не может передвигаться. Ее мама, Татьяна Васильева, подавая иск в суд, просила зачислить дочку если не в обычный детсад, то хотя бы в специализированную группу "Особый ребенок", которая в порядке эксперимента работает на базе детского объединения N 108. Там для таких ребят с ДЦП созданы все условия: есть бассейн, массажный кабинет, профессиональные педагоги. А главное - ребенок находится в детском коллективе, общается со сверстниками, получает дошкольное образование. Мама готова сопровождать Полину в детсад, быть с ней рядом.
Экспертиза, назначенная в ходе судебного разбирательства, показала: в психическом развитии девочки есть задержка, но она обучаема, ориентируется во времени и пространстве и может посещать специализированную группу дошкольного учреждения. Между тем в 108-м объединении Полину не приняли, сославшись на то, что в группе "Особый ребенок" мест нет. И вообще - туда принимают тех детей, которые могут передвигаться хотя бы в приспособлениях типа "ходунки".
Не только Полине Зориной, еще трем ребятам суд отказал в праве посещать специализированный сад. Эти дети относятся к группе особо тяжелых инвалидов, обслуживающихся на дому, и нуждаются в индивидуальном уходе и лечении.
- Никакой помощи от администрации мы так и не дождались, - говорит председатель организации "Поможем нашим детям" Татьяна Васильева. - И никакой обучающей программы не получили. Выходит, развиваться дошколятам-инвалидам негде. Только в четырех стенах собственной квартиры. А таких отвергнутых, как Полина, еще 23 ребенка, да двухлетние малыши на подходе. Но если единственной экспериментальной группы "Особый ребенок" мало для города, то надо открывать еще одну или две - сколько нужно.
Исполняющая обязанности заместителя главы самоуправления города Татьяна Анохова уверяет, что такой возможности нет. И вообще содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях должно осуществляться из средств республиканского бюджета.
А заместитель премьер-министра правительства Карелии Валерий Бойнич обтекаемо заявил, что "дальнейшая деятельность по открытию групп для детей со сложной структурой дефекта является компетенцией органов местного самоуправления". Поскольку уже принят новый республиканский закон об образовании, согласно которому расходы по воспитанию и обучению детей-инвалидов передаются органам местного самоуправления. Но закон вступает в силу только с 1 января 2006 года. Вот такой замкнутый круг. Пока никому нет дела до Полины Зориной и других несчастных детишек.
Такая ситуация, к сожалению, не только в Петрозаводске - практически во всей стране. О массовых нарушениях прав детей-инвалидов российские общественные организации инвалидов сообщили в докладе Комитету ООН по правам человека. Подавляющее большинство детских дошкольных учреждений России отказывается принимать малышей с серьезными нарушениями развития. Специальных же учреждений мало, и работают они, как правило, в режиме пятидневки, но детям с церебральным параличом нужна ежедневная помощь родителей.
Конечно, для чиновников в этой ситуации самое простое - принять решение о том, что такие дети должны учиться индивидуально, в домашних условиях. Мороки меньше. Но - что самое поразительное - деньги, например, на обучение дошкольников с потерей слуха или зрения в Петрозаводске дают... финны. Они собирают их в детсадовскую группу, занимаются, готовят к школе. Неужели и родителям детей с ДЦП тоже обращаться к сердобольным иностранцам?
Татьяна Васильева собирается оспаривать решение городского суда в Верховном суде Карелии. Говорит, что будет бороться за право своей дочери посещать детское дошкольное учреждение. Хотя бы ради того, чтобы другие матери, имеющие инвалидов, могли надеяться на лучшее. Они тоже хотят видеть своих детей полноправными членами общества, а не изгоями.