ОСЕНЬ, В НЕБЕ ЖГУТ КОРАБЛИ...

А СТОЛ ОДИН И ПРАДЕДУ, И ВНУКУ
У нас в семье традиция: каждый год в этот день мы

А СТОЛ ОДИН И ПРАДЕДУ, И ВНУКУ
У нас в семье традиция: каждый год в этот день мы накрываем стол, садимся вместе с детьми и вспоминаем родителей. Вообще-то 30 сентября - день рождения нашей мамы, Щербачевой Веры Дмитриевны. Нас у нее четверо. А сегодня особенный повод - ее столетний юбилей, хотя мамы уже и нет с нами, как нет и папы, Ивана Степановича Травина. Мы, как заведено, приготовим все их любимые кушанья и под пластинку Шульженко, которая очень им жить помогала, посидим, не спеша полистаем семейный фотоальбом, повспоминаем стариков. Полуголодные довоенные студенты-сельхозники, потом ученики и соратники великого ученого-генетика Н. И. Вавилова, они, как все, сполна хлебнули лиха в военные годы. Да и в 1948-м, когда лысенковский каток наехал на "буржуазную науку генетику", им, как селекционерам-вавиловцам, мало не показалось... Но они не скисли, не потеряли оптимизма, веры в будущее. И продолжали упорно работать по профессии, долгие годы преподавали в Рязанском сельхозинституте. Многие там еще помнят доцента Щербачеву и профессора Травина. И нам, всем своим детям и внукам, они завещали честно делать свое дело и не унывать!
Семья ТРАВИНЫХ Рязань
БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ
Если формально, суббота у меня - выходной. Но я пообещала помочь одному приезжему из Ингушетии, он восстанавливает боевой путь своего отца, который защищал наш город и пропал без вести. Еще должны прийти несколько человек, передать в фонды семейные фотографии военного времени. Мы становимся умнее, патриотичнее: уже не топчем безоглядно свое прошлое. В девяностых музей получал в год с десяток писем, не более, с вопросами о фронтовой судьбе родственника, найти его могилу, однополчан... А теперь таких посланий в неделю поступает по двадцать- тридцать! И каждый день обязательно придет кто-то из волгоградцев или жителей области. Не на рынок несут награды, а к нам в музей... Не каждому мы можем помочь, столько лет прошло. А гостю из Ингушетии повезло. Он ведь даже не знал номера части, в которой служил отец. Единственная зацепка - фамилия однополчанина. И надо же, сведения об этом сослуживце оказались в нашей картотеке. Дальше дело техники: по ним мы вычислили подразделение, будем списываться с архивами. Найдем, думаю.
Светлана АРГАСЦЕВА, научный руководитель музея-панорамы "Сталинградская битва" Волгоград
ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ "ГОЛУБКИ"
На Столбы, в скальный заповедник, вырвался ранним субботним утром. Ходил по склонам долго, вспоминал, как водил сюда Солженицына. Фотография сохранилась: я лезу на скалу Дед, а он внизу.
Пошел к своей избе, "Голубке". Отсюда, кстати, вышла половина команды экспедиции на Эверест 1996 года: Валерий Коханов, Евгений Бакалейников, Николай Сметанин, Сергей Боякин. Ну и я. По пути завернул к ручью, "чакры мочить". Такой у нас традиционный обряд, облиться из ведра холодной водой. Здорово бодрит. Затопил в избе печь, поставил чайник, открыл журнал "Голубчик". В нем отмечаются все, кто здесь побывал.
Напился чаю, и отправился на 1-й столб. Забежал "катушками", спустился "колоколом", поднялся "мужским бризом", ушел вниз "обелиском" - так приемы скалолазания называются. А потом двинул к Слонику, самому простому, детскому камню. Он маленький, покатый и после дождей очень чистый. Снял обувь и походил босиком - приятно. Здесь наконец-то дождался друзей, и мы пошли в гости - в избу "Нелидовка". Вспоминали Петьку Кузнецова, моего однофамильца. Недавно он погиб на горе Чогури, на границе Китая и Пакистана. Ему до вершины оставалось всего метров 200, когда сошла снежная доска. Петра и еще троих ребят из Кузбасса не нашли. 21 сентября здесь, на Столбах, прошла панихида. Он был самым надежным из всех, кого я знал.
Меня часто спрашивают, почему нас так тянет на эти Столбы? Я не раз думал об этом. И понял: причина - в остром ощущении свободы, которое здесь испытываешь. Ведь "можно свернуть, обрыв обогнуть... А мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа"!
Александр КУЗНЕЦОВ, альпинист Красноярск
ТОТ ЕЩЕ ГУСЬ
Сегодня я познакомился с удивительным человеком - воздухоплавателем Станиславом Федоровым. И совершил с ним тренировочный полет. Слов нет, я потрясен! Как прекрасна наша Земля с высоты гусиного полета...
Недавно Федоров на тепловом дирижабле Au-35 "Полярный гусь" собственной конструкции установил абсолютный мировой рекорд высоты для дирижаблей, поднялся на высоту 8150 метров над землей. И побил оба прежних рекорда - 6614 метров английского пилота Дэвида Хемплеман-Адамса, признанный Международной авиационной федерацией (FAI), и неофициальный из Книги рекордов Гиннесса, 7200 метров, немецкого военного "Zeppelin L-62". Это когда они бомбили Лондон, одноразово сбросили несколько тонн бомб, и в результате такого сильного облегчения дирижабль пулей выкинуло на семикилометровую высоту... Но рекорд высоты для Федорова - не самоцель, а только очередной шаг к главному - построить на базе "Гуся" высотную платформу для запуска космических ракет.
Что интересно: я от него вроде на своих ногах ушел, а казалось: летел. Не фигурально, а буквально. Видимо, полет на мне так сказался. Вспоминал потом в электричке ответ Федорова на вопрос, считает ли он себя великим пилотом. Засмеялся: "Что вы! - говорит. - Я инженер-конструктор. Но, помните, у старых инженеров был девиз: "Это мой мост!" Когда инженер строил мост и становился под него, а на мост заезжал поезд. Поэтому я сразу сказал: абсолютный рекорд высоты никому не отдам. Это мой "мост".
Виктор САВЕЛЬЕВ, обществовед Жуковский
ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ...
Стою на самой вершине холма. Рядом трехметровый мраморный крест в честь похороненных здесь в 1920-м казаков. Почва скудная, каменистая. Косые, нелепые могилки, обложенные камнями, поползли потихонечку к самому морю - видно, устали ждать, когда их найдут, позаботятся о них, вспомнят усопших по имени-отчеству. Небо серое, облака давят, мелкий колючий дождь сыплет в лицо иголками. Неужели это Греция? Я думал, она солнечная, праздничная. А тут влажно, зябко - может, потому что остров? В декабре 1920-го здесь, на Лемносе, обосновался осколок врангелевской армии, основная-то часть, 60 тысяч, в Турции. А здесь - кубанских казаков 18 тысяч, 4 тысячи донских, их жены, дети. Хозяйничали тут французы. Хотя и союзники по Антанте, но не друзья по жизни. Наших опасались: как бы мятеж не подняли. Ужасно жили, по сто человек в палатке. Голод, антисанитария. Тиф косил детей. Греки раздавали им пищу перед церковью. А те продавали стеганые одеяла, пытались всучить свои сапоги. Греки шарахались - ни обувки такой сроду не носили, ни одеял таких не видели. Сейчас все население острова - 16 тысяч. Вот и думаю, что же тогда, наверное, тут творилось? В Россию возврата нет, впереди только чужбина.
Службу тут вчера архиепископ Орехово-Зуевский Алексий служил, викарий Патриарха Алексия. Политик наш Сергей Бабурин выступал, он сюда уже третий год приезжает, как только захоронение нашли. Тут были одни верблюжьи колючки. Попечительский совет Новоспасского монастыря снарядил сюда православный отряд молодежи, они и обиходили могилки. Неподалеку кладбище антантовское, любо-дорого посмотреть. Парк, а не кладбище. На каждой плите именная эпитафия. Отчего мы такие всегда неприкаянные - от бедности ли или еще от какой скудости? Говорят, палестинец один 20 тысяч долларов дал, чтоб это кладбище обустроили. Хотя его и не просили, просто рассказали историю казачьих мытарств. И армянин один дал 15 тысяч. Им, небось, и без нас есть кому пожертвовать, а не пожалели, русским отдали. А наши не столь щедры, хотя ведь богатых много. Греки к нам благожелательны. Не суетятся, говорят мало, улыбаются редко, но, чувствуется, хорошо относятся. Чудно слышать их имена: вчера познакомился с двумя - Сократис и Агамемнон?! Здесь, на Лемносе, говорят, была кузница бога Гефеста. Предложили выпить за русских. Русские не раз выручали греков. В 1770-м эскадра графа Орлова разбила турков, а в 1799-м адмирал Ушаков освободил Корфу от французов. Ну, выпили, конечно. Вспомнил откуда-то: "Как выпьешь греческого, так и пойдешь по-гречески чесать..." Пил и все думал: может, и наши деды в этих могилах здесь, на Лемносе, лежат?
Павел ЗАПАРОЖЕЦ, атаман Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска Черкесск
РЕМОНТ ОТ ПРЕЗИДЕНТА
30 сентября - один из счастливых дней в моей жизни. У меня в квартире закончился ремонт. Кто испытал это на себе, меня поймет. С утра мы с дочкой мыли окна, полы, расставляли мебель, вешали шторы. Потом пришли рабочие из жэка подписывать акт о приемке работ. Поставила им "отлично", ведь мою халупу просто не узнать! Теперь и на кухню можно зайти: краны, трубы, линолеум - все новое. Вечером друзья придут, будем в такой красоте чай пить. А ведь ничего этого не было бы, если бы... не наш президент. Дом, в котором мы живем, построен до войны, а ремонта так ни разу и не было. Те, кто побогаче, все сами сделали, а я не смогла - пенсионерка, инвалид. Дочь работает медсестрой. Живем на ее зарплату и мою пенсию. Сколько я писала в различные инстанции Оренбурга, сколько просила - все бесполезно. А тут увидела по телевизору прямой эфир с президентом. И он там обещал ответить на все вопросы. Дозвониться не смогла, но письмо заказное отправила. Так через месяц мало того, что мне официальный ответ пришел, не поверите: в Оренбурге все закрутилось. Из управления ЖКХ специалисты приезжают, все у нас замеряют, ремонт начинают! Сегодня, когда строители уходили, я их так благодарила. Они смеются - Путина, говорят, благодари, бабуля, так бы в этом старье и померла. И то правда... Зато теперь жить да жить!
Валентина ЖИЛЬЦОВА, пенсионерка Оренбург
НАМ БАНЬКА СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ
Нынче, слава Богу, дождя не было, но всяко хорошо, что картошку успел выкопать. Хорошая погода даже собаку развеселила. Позавтракали - и за железки. У моего комбайна, старой "Нивы", мотор забарахлил. Машина еще Хрущева помнит, КукуРузвельта нашего, а без нее совсем худо, ничего не уберешь. Гнала сегодня сизый дым, а с чего - поди разберись. Поехал было к механику в райцентр, помоги, говорю. А чем он поможет? Сначала, говорит, разобрать надо мотор. Но я нынче разбирать не стал. Надо пахать свои гектары, пока снова дожди не пошли. Провозился на поле почти до вечера. Вернулся - сараи на глаза попались: надо ж их в порядок приводить. Как это наши предки управлялись - и земельку сохой обрабатывали, и все по хозяйству успевали? Думаю, без баньки там не обходилось, видно, она им силы давала. И у нас с двоюродным братом по плану банька на ночь глядя. Она у нас на берегу пруда, старенькая, а уютная. Попарились на славу. А в нашей деревне и развлечений-то больше нет. Разве что позвонить другу, он в соседней деревне живет. Такой самоделкин, за Кулибина у нас. Поболтали с ним, с чего это моя "Нива" стала масло подъедать. Час, наверно, проговорили. Ну, доброй ночи! Завтра меня две нивы ждут.
Иван ГОЛОВАЧЕВ фермер дер. Большая Лутна Брянской области
ЗА ЛЮБОВЬ!
Как человека меняют годы! Иногда мне кажется, что нам дана не одна, а несколько жизней, в одной ты романтик и оптимист, в другой - реалист, в третьей - скептик. Жена говорит, что во взрослении сильно ее опережаю. Дело, думаю, в профессии: я водолаз. В юности грезил о таинственных морях, с косяками диковинных рыб и дне в рапанах, а что получил? Убираю мусор со дна, достаю утопленников, ищу оружие, выброшенное преступниками, меняю на глубине проржавевшие трубы, ремонтирую насосы. Пахнет это чем угодно, только не романтикой... Зато сегодня спас двух влюбленных. Он, чтоб доказать свою любовь, прыгнул в бурный поток, уходящий под землю (?!) А она сиганула следом - спасать! Ее удалось вытащить довольно быстро. Подняли автокраном железобетонную плиту первого люка водоканала, а она там - уцепилась за кусок арматуры. А вот парень был далеко, между третьим и четвертым колодцами, где у трубы изгиб. Меня обвязали веревкой, спустили в люк с надувной лодкой и фонарем. 200 метров показались морской милей, но Ромео меня дождался! Хоть он и полный придурок, от такой развязки я и сам как будто лет десять сбросил. И вспомнил: сегодня же наш с женой день, мы его празднуем уже много лет! По дороге домой нарвал в степи букетик бледных цветов.
- Это мне?- обрадовалась жена. - Ты не забыл?
Смотрю, на самой-то голубой сарафан и клипсы из юности. Я достал шампанского и говорю: "Выпьем, птичка моя, за любовь! В любое время года и при любой погоде!"
Виталий ШЕВЧЕНКО, водолаз Горловка
МАРМАЗЕТКИ МОИ, МАРМАЗЕТОЧКИ
Это я так весь день про себя напеваю, словно мармазетки - какие-нибудь там цветы. Кто не знает - обезьянки такие. Редкие, между прочим. Сегодня ровно месяц, как они у меня появились. В честь даты несу им на завтрак банан. Хотя сегодня и суббота, на работу еду рано. В 9 начинаю чистить вольер, меняю подстилку. Потом иду готовить завтрак - нарезанные фрукты и овощи. А еще специально для обезьянок мы выращиваем насекомых, например кузнечиков. Их мне отлавливают в специальную емкость, и я кормлю моих крошек. Так забавно наблюдать, как обезьянки их ловят! Сами ростом всего-то 15 сантиметров и весят граммов 150, а аппетит хороший! Легко съедают банан, яблоко, любят печенье. В оранжерее, где мармазетки находятся, живут еще наши местные ящерицы. Обезьянки с ними постоянно играют, ловят их, даже за хвост хватают, а те и не сопротивляются. Одним словом, приняли за своих и подружились. К обеду, наевшись и нагулявшись, мармазетки укладываются спать, как правило, обнявшись или друг на друге. Часиков после четырех опять требуют еды и воды и снова весело скачут по вольеру.
Посетителям мы наших новых питомцев пока не показываем. Ведь к нам они попали прямо с таможни московского аэропорта. Их пытались нелегально вывезти на Дальний Восток для частной коллекции. Контрабандиста задержали, малышек доставили к нам. Мармазеток обследовали - они, к счастью, абсолютно здоровы. Но карантин обязателен для всех. Думаю, когда он закончится, у нас не будет отбоя от желающих увидеть самых маленьких обезьянок в мире!
Наталья ХРЫНИНА, агроном зоопитомника Волоколамск
ДАВАЙ ПОЗВОНИМ МАМЕ
Утро, как обычно, началось с тренировки в Коломне. Рюкзак в машину тренера, а сама бегом до стадиона. Там проехала кругов 25, это около 10 километров. Каталась спокойно, ехала за девочками из команды. После Олимпиады я только приступаю к тренировкам. Режим жесткий: три дня работы, один день отдыха. После тренировки тоже чуть не бегом в аэропорт и самолетом в Амстердам, где у меня важное дело: пресс-конференции по поводу предстоящей Олимпиады-2014. Ведь Сочи - один из трех городов-претендентов, а я спортивный директор заявочного комитета. План-то был провести прием в российском посольстве в Голландии. Но это же не Россия, там такие дела быстро не делаются. Поэтому пригласили журналистов ко мне в гостиницу. Публика пришла дотошная, расспрашивали не только про Сочи, но и о ситуации в Абхазии и в Грузии. Некоторых я знаю давно, ведь я год жила и тренировалась в Голландии и ездила по стране, рассказывала о том, как бедная девочка из России смогла добиться выдающихся успехов. Такая корпоративная политика: культивируется психология успеха. Один журналист спросил, почему русские часто жалуются на свою жизнь. А мы, говорю, иногда сами себе придумываем препятствия, но потом успешно их преодолеваем. Я тоже такая.
Вечером взяла напрокат велосипед и каталась по Амстердаму. Жаль, ни в Москве, ни в Питере нет для велосипедистов ни проката, ни дорожек. А там на улицах вечером так же безопасно, как и днем. Но вот разговоры о том, будто нет воровства, - чушь. Велосипеды народ цепями запирает, и то угоняют. У двух моих друзей в Голландии вообще дома обокрали.
А самое замечательное случилось поздно ночью. Мне позвонил из Петербурга... сын, которому еще и трех нет. В первый раз сам попросил бабушку: "Давай позвоним маме!" Понял человек, что соскучился по мне.
Светлана ЖУРОВА, конькобежка Москва
Следующий сеанс связи - 31 октября. Пишите!
Наш адрес: Настасьинский переулок, д. 4., Москва, 127994. Адрес электронной почты: letter@trud.ru