"ТАК БОЛЬШЕ НЕ СЫГРАТЬ"

Эта картина стала для Шукшина последней. Его сердце не выдержало изматывающей жизни в советском кино. О том, с какими усилиями снимали "Калину красную", "Труду" рассказал ее оператор-постановщик Анатолий Заболоцкий.

- Идея "Калины красной" возникла у Шукшина, когда он выступал в бийской колонии для малолетних преступников. Госкино выделило на фильм всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки "Кодак". А для работы нужно было в шесть раз больше. Поэтому мы первый "разгонный" дубль снимали на отечественной "Свеме", потом заряжали "Кодака Ивановича", и тут уже все напрягались. Но были исключения. Одним дублем сняли 4-минутный эпизод "В сенях", когда Егор говорит Любе, что уезжает в город, и не знает, вернется или нет. Сложнейшую для актерской игры сцену - в одном кадре, без монтажа и переозвучки - Василий и Лида разыграли как живой разговор, но, увлекшись, отошли от размеченных точек, и в кадр попали рельсы, по которым передвигалась кинокамера. Я сказал Макарычу, что нужно переснимать. Он посмотрел мимо меня и ответил: "Больше так не сыграть, пусть остается". Это было 25 июля. Шукшину в тот день исполнилось 44.
- Почему мать Егора играет непрофессиональная актриса?
- На эту роль утвердили Веру Марецкую. Но в последний момент актриса отказалась: "Не хочу играть ущербную старуху. Я сама теперь такая же". Нужно было срочно что-то придумать. В полузаброшенной вологодской деревне Мериново, где мы проводили натурные съемки, на околице жила одинокая старушка Ефимья Быстрова. Наш художник-постановщик Ипполит Новодережкин изучал интерьер ее избы. "Никакой декоратор этого не придумает, - восхищался он. - Старинные иконы с окладами и без - Спас, Никола, Георгий Победоносец, банка с молоком на фоне репродукций из "Огонька" - во всем своя гармония". Оказалось, что судьба старушки схожа с судьбою нашей героини. Макарыч пришел, посмотрел: "А что, давай рискнем". Камеру установили на улице, снимали через выставленное окошко, звук писали синхронно. Бабушка наговаривала рассказ о себе, отвечая на вопросы Лиды, заготовленные режиссером.
Перед отъездом в Москву зашел я к Ефимье Ефимьевне попрощаться. С удивлением заметил, что в избе уже не было икон. Хозяйка с извиняющей улыбкой объяснила: "Так ведь ваши забрали, говорят, еще снимать будут". Так сотрудники "Мосфильма" бессовестно обобрали старушку...
Через два года я вернулся в Мериново снимать документальный фильм о Быстровой, а мне знакомый дед рассказал: "Ефимья-то, что матерью Шукшину была, прошлой зимой замерзла на печке. Померла. В избе деньги все искали, вроде Шукшин ей денег оставил много. Все перевернули!"
- Как принимали картину первые зрители?
- Один работник проката в Казахстане рассказал мне такую историю. В городе Аркалык заключенные должны были построить кинотеатр "Октябрь" к празднику 1 Мая. Сроки поджимали, а работа не двигалась. Руководители стройки обратились к зекам с просьбой поработать круглосуточно и сдать объект в срок. Заключенные поставили только одно условие: после окончания стройки всей зоне два раза покажут "Калину красную". Обе стороны свои обещания сдержали. "Какой же это был просмотр! - говорил прокатчик. - Вот где надо было лица снимать!"
досье
"КАЛИНА КРАСНАЯ"
"Мосфильм", 1973, цв., 108 мин.
Выйдя из тюрьмы, уголовник Егор Прокудин едет в деревню к Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке. Но уголовный мир героя не отпускает.
Последняя режиссерская работа Василия Шукшина ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Печки-лавочки").В эпизодах играют блестящие актеры: Георгий Бурков, Лев Дуров, Иван Рыжов, Мария Скворцова.
Гран-при ВКФ в Баку-74, приз на фестивале "Варшавская сирена-73", награды МКФ в Западном Берлине и ФЕСТа-75 в Югославии.
За первый год проката в СССР фильм посмотрели 63 миллиона зрителей.
РЕПЛИКА
Лидия Федосеева-Шукшина, актриса:
- Это было в поезде Москва - Феодосия. До этого мы с Шукшиным встречались во ВГИКе, при обстоятельствах совсем не романтических: он меня отчитывал за то, что не вступаю в комсомол. Но, как ни странно, он вообще меня не помнил и не знал, кто я такая и как меня звать. Шукшин зашел в наше купе с бутылкой портвейна и зубной щеткой, торчащей из кармана гимнастерки, сел к нам и... начал что-то рассказывать. Мы говорили, смеялись, и я неожиданно для себя запела песню "Калина красная". Эту песню мой папа очень любил и исполнял на свой манер. Как потом оказалось, мое пение произвело настолько сильное впечатление, что он сразу понял: я - женщина его судьбы. В тот же вечер он сказал мне: "А теперь выйдем в коридор, и ты мне все о себе расскажешь". Так мы и сделали. Спустя девять лет после этого, когда Шукшин снимал фильм "Калина красная", он хотел, чтобы его герой Егор исполнил эту песню. Но оказалось, что музыкальная обработка песни "Калина красная" принадлежит композитору Яну Френкелю, и это обстоятельство, как говорится, сбило с ног Василия Макаровича. Он-то был уверен в том, что песня народная, и полюбил он ее за народную красоту, как и меня, свою жену, а оказалось, что это не совсем так. В результате осталась лишь реплика "Эх, не выпелась песня!", которую произносит его герой.
Алексей Ванин, актер:
- На съемках "Калины красной" я Шукшину кое-что подсказывал. Он-то никогда с уголовным миром не общался, и о многих вещах даже не подозревал. А я по молодости лет сидел за драку. После войны время было шальное... Тот эпизод в фильме, где мой герой, брат Любы Байкаловой, давит на самосвале легковушку с убившими Егора уголовниками, худсовет требовал убрать, дескать, воспеваем самосуд. Но директор "Мосфильма" Сизов его отстоял. Сначала Вася мне не разрешил самому вести машину, за руль посадили каскадера. Но у него самосвал затонул не так, как это было рассчитано для трех снимавших сцену кинокамер. А сам водитель выпрыгнул из машины не в том месте и попал в больницу. Шукшин сильно переживал. Но через неделю я его уговорил снимать меня. С кабины самосвала убрали лобовое стекло и сняли левую дверь. И все получилось с первого раза. Честно говоря, второй дубль я бы уже не потянул - нервы были на пределе.