В Конституционном суде вынесли вердикт российскому образованию

Как считает судья Константин Арановский, в РФ профессиональное образование не в состоянии гарантировать квалификацию специалистов

Судья Конституционного суда (КС) Росси Константин Арановский систему российского высшего образования. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ».

По данным газеты, такое заявление Арановский сделал в своем комментарии – так называемом «особом мнении» - по одному из недавних решений КС по жалобе, поданной бывшим предпринимателем Михаилом Чайковским. В 2015 году Чайковский обратился в воронежский центр занятости за помощью в трудоустройстве. Он принес паспорт и трудовую книжк, однако чиновники отказались признать его безработным и назначить пособие. Они потребовали справку «о среднем заработке с последнего места работы» и «документ, удостоверяющий квалификацию». Оба требования истец успешно оспорил в судебном порядке. На прошлой неделе КС поддержал Чайковского, решив, что отсутствие диплома или других «документов о квалификации» не должно ограничивать «право граждан на защиту от безработицы».

По поводу этого случая Арановский выступил с заявлением, в котором как член коллегии высказал личную позицию по рассмотренному делу. Судья заявил, что в России профессиональное образование не в состоянии «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов».

«Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов. Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными»,— заявил судья.

Судья считает, что в системе образования «столько динамики, что нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта». Он также напомнил о том, что «не все считают полезным внедрение болонской системы».

Арановский подчеркнул, что «бессчетные ресурсы», потраченные на проведение образовательных реформ, «можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда».

Судья напомнил о низких зарплатах преподавателей, отмечая, что от их «благополучия и достоинства» напрямую зависит качество обучения. При этом, пишет Арановский, образовательная система иногда «позволяет преподавателю немного прирастить бедный свой заработок, но не за работу, а за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства».

Арановский также критикует воцарившиеся в образовании субординацию и отчетность под началом администраторов. Он отмечает, что они «угнетают преподавание и науку» и лишают вузы автономии как обязательного условия их деятельности.