Отключение мозга вручную

Как «Мособлгаз» со счетчиками-шпионами боролся

Мы живем в такое время, когда бдительность должна стать делом всех и каждого, на всех уровнях, от государственного до бытового. И пора бы усвоить: шпионами могут стать не только компьютеры со смартфонами (этому уже никто, кажется, не удивляется), но и бытовые приборы. Прекрасный пример всем сомневающимся подало на днях АО «Мособлгаз», которое по сути призвало своих абонентов отказаться от счетчиков зарубежного производства. Кто знает, что там варится в их «умных» мозгах и как это может быть использовано против нас!

Не могу похвастать тем, что «Мособлгаз» часто балует меня своими письмами. Поэтому полученное электронное сообщение сразу заставило насторожиться. Из него я узнал, что акционерное общество «планирует исключить использование иностранного аппаратного и программного обеспечения». И что тут скажешь? Как гражданин и патриот могу только приветствовать подобные инициативы.

Однако не успел порадоваться за руководство предприятия, как выяснилось: в связи с этим планом «Мособлгаз» предлагает мне «заменить прибор учета газа Gallus на счетчик с GSM-модулем российского или китайского производителя». И тем самым «избавить себя от ряда бытовых проблем». Да-да, уважаемые читатели, тут автор вынужден покаяться — у него дома в свое время действительно был установлен газовый счетчик компании Itron. Как позже выяснилось, ее штаб-квартира находится на территории недружественных нам США (хотя лично мой прибор собран, кажется, на заводе в Турции).

В свое оправдание могу лишь сказать, что, во-первых, в момент газификации нашего подмосковного поселка альтернатива была проста: либо ставьте недешевые Itron, либо живите без газа. Во-вторых, 10 лет назад понятия «недружественная страна» не существовало, во всяком случае, в бытовом лексиконе.

Понимаю, что все это меня не оправдывает, но все же...

Итак, продолжаем. Мне, равно как и другим клиентам «Мособлгаза», предложили отказаться от счетчика, произведенного не в той стране, а для этого — купить другой (на официальном сайте АО — от 15 до 130 тысяч рублей). Оплатить демонтаж прежнего и установку нового. Озаботиться отдельной сим-картой, не забывая контролировать ее баланс. И т. д. и т. п.

Но стоит ли тут говорить о деньгах, когда на кону стоят совсем другие ценности и проблемы? Кто знает, что этот американо-турецкий счетчик тихо пишет в электронные «мозги» и как позже эти записи могут быть использованы? Может, он вообще передает сведения своим хозяевам за океан? Нет ответа!

Осталось лишь накопить денег. Правда, у меня остается вопрос: а как быть с другим оборудованием сомнительного происхождения, которое «Мособлгаз» через свой интернет-магазин продает населению? Смотрим там раздел «Газовые котлы» и — о ужас! — находим марки Baxi и Ferroli (Италия), Buderus и Bosch (Германия). Видим широчайшую линейку котлов из Португалии и Словакии. Это что, диверсия или просто недосмотр? Вы же понимаете, что в плане электронной начинки и программного обеспечения современные котлы не только не уступают газовым счетчикам, но превосходят их во много раз!

Будучи по натуре оптимистом, уверен: «Мособлгазу» потребуется не много времени, чтобы известить своих абонентов о том, что он перестает обслуживать технику иностранного производства. И что он предлагает заменить котлы на «российскую или китайскую технику».

Знать бы еще, какие страны окажутся в списке «недружественных» нам еще через 5-10 лет. А то ведь опять все менять придется.

Избежать подобных рисков можно. Я забыл упомянуть, что в том же письме своим абонентам «Мособлгаз» предложил не только замену прибора, но и второй вариант. Если коротко, то иностранную начинку можно просто отрубить (газовщики красиво назвали это действие «переводом в режим работы простого механического счетчика»). И все сразу начнет работать хоть и по старинке, без «мозгов», зато просто и надежно.

Наверное, лучший вариант.