ШТУРМАНЫ ДАЛЬНИХ ДОРОГ

В Центральном музее Н.Жуковского в Москве торжественно отмечены сразу два столетних юбилея - Бориса Васильевича СТЕРЛИГОВА и Сергея Алексеевича ДАНИЛИНА. Оба известных авиационных штурмана родились в первом году прошлого века.

Оба прославились как первооткрыватели воздушного океана - сначала на утлых аэропланах, а потом на могучих авиалайнерах, способных одолеть и трансконтинентальные пространства.
В августе 1929 года начался знаменитый сверхдальний перелет по маршруту Москва - Хабаровск - Сиэтл на первом в мире цельнометаллическом самолете АНТ-4. Вели воздушный корабль знаменитые в те годы пилоты Семен Шестаков и Филипп Болотов. Бортмехаником был Дмитрий Фуфаев, штурманом - Борис Стерлигов, который с помощью примитивных приборов и впервые размещенной на борту самолета радиостанции прокладывал курс. Вылетев из Петропавловска-Камчатского, экипаж преодолел 1200 километров и точно вышел на маленький, десять километров в поперечнике, островок Атту. Ошибка на долю градуса увела бы самолет далеко в сторону, и запаса горючего, чтобы исправить ошибку, могло не хватить, а это означало гибель... Самолет с гордым названием "Страна Советов" приводнился в Сиэтле - столице знаменитой авиафирмы Боинга.
Вернувшись из-за океана, Б.Стерлигов написал наставление для аэронавигаторов, которое вскоре вышло отдельной книгой. Спустя два года ее перевели в Америке. Так наша страна стала пионером в теории самолетовождения. А Стерлигов был назначен флаг-штурманом отечественных ВВС и возглавлял эту службу полтора десятка лет.
Не меньшей известности удостоился и Сергей Данилин. Вместе с Михаилом Громовым и Андреем Юмашевым они перелетели через Северный полюс, пересекли Калифорнию и достигли границ Мексики. Этот рекорд тоже был установлен не только благодаря мастерству пилотов, но и за счет точной работы штурмана, который привел самолет к цели по максимально прямому маршруту. Все члены громовского экипажа были отмечены медалью Международной авиационной федерации. Следующим из наших соотечественников, кто лишь четверть века спустя получил такую же медаль, стал Юрий Гагарин.
На приеме у президента США Рузвельта в честь русских летчиков государственный секретарь Хелл отметил: "Ваш перелет дал больше для отношений наших народов, чем мы, дипломаты, делаем за десять лет". И это действительно так. Ведь уже тогда заговорили о транстихоокеанских и трансполярных маршрутах из СССР в США. В наше время подобные "трассы дружбы" стали уже привычными.