26 апреля 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.31   € 61.51
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Коротков Глеб
Опубликовано 01:01 14 Ноября 2001г.
На заседании 25 октября 2001 года правительство РФ приняло решение о внесении нескольких миллиардов долларов США за счет средств Внешэкономбанка СССР в капитал Росэксимбанка. Предполагается, что в Росэксимбанк в дальнейшем будут переведены коммерческие операции ВЭБа. После этого Росэксимбанк, в свою очередь, будет переименованво Внешэкономбанк России.

Данное решение, безусловно, назрело. В течение длительного времени Внешэкономбанк, по сути дела, оперировал вне рамок правового поля России. В течение нескольких лет он, не имея лицензии, вел коммерческие банковские операции. При этом не выполнял ни одного норматива и не производил отчисления в Фонд обязательных резервов ЦБ РФ. Между тем, с формальной точки зрения, ведение банковских операций без лицензии является уголовно наказуемым. Без разрешения этой коллизии трудно говорить о реальном прогрессе в области банковской реформы.
Разработанная правительством схема вывода коммерческих операций из Внешэкономбанка, вероятно, является оптимальной. Она позволяет обойтись без реорганизации Внешэкономбанка, поскольку любая реорганизация дает основание кредиторам требовать досрочного погашения обязательств банка. В бюджете средства на эти цели не предусмотрены.
Масштабы операций, доставшиеся Внешэкономбанку в наследство от СССР, весьма велики. Достаточно сказать, что его активы превышают активы не только всех коммерческих банков, но даже и ЦБ. Однако его обязательства превышают активы. Тем не менее из Внешэкономбанка действительно можно выделить часть активов, которая позволит сформировать крупный капитал для организуемого банка.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОШИБКА
При всей актуальности задачи разделения функций ВЭБа озабоченность вызывает конечная цель реорганизации - создание еще одного универсального коммерческого банка, на 100 процентов принадлежащего государству.
Инвентаризация государственного участия в коммерческих банках, проведенная по указанию правительства, показала, что государство уже участвует в капитале нескольких сотен банков. Было принято решение резко сократить их число с государственным участием.
Создание еще одного госбанка полностью противоречит и предложениям по реформе, выдвинутым Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциацией российских банков, рекомендациям международных организаций. В этих документах говорится как раз о необходимости сокращать государственное участие в банковской системе России.
Вероятно, в связи с этим могут возникнуть неприятные вопросы международных финансовых организаций, в частности, по поводу того, насколько можно доверять заявлениям российского руководства о стратегической приверженности разгосударствлению банковского сектора и созданию равных условий для всех типов коммерческих банков.
В России уже есть два крупнейших банка с государственным участием - Сбербанк и Внешторгбанк. Их капиталы позволяют им активно развиваться, на равных работая с коммерческими банками. Создание третьего, капитал которого будет даже больше, чем у Сбербанка, резко обострит отношения между государственными и частными банками, осложнит и работу уже действующих государственных.
Предполагается, что в дальнейшем новый банк можно будет продать стратегическому инвестору. Однако перед правительством уже стоит задача постепенной приватизации Внешэкономбанка и Сбербанка, не говоря уже о продаже доли государства в нескольких сотнях более мелких банков. Решение этой задачи не обещает быть легким. Появление нового крупного государственного банка заметно осложнит приватизацию уже существующих госбанков. Сомнительно, чтобы новый, не имеющий развитого бизнеса, можно было бы реализовать с заметной прибылью. Зато снижение стоимости других банков из-за усиления конкуренции может быть очень значительным. Более широкий взгляд на проблему с позиций государства указывает на слабую обоснованность предлагаемого превращения ВЭБа в еще один коммерческий банк.
ВЭБ РОССИИ ЕЩЕ ПРИГОДИТСЯ
Тем не менее есть особая ниша, в которой у Внешэкономбанка имеются не только значительные наработки, но и развитие которой абсолютно необходимо для создания нормальной инфраструктуры рыночной экономики в России. Стимулирование российского высокотехнологического экспорта требует соответствующего финансового обеспечения.
В большинстве государств - торговых партнеров России существуют специальные государственные организации, ответственные за стимулирование экспорта. Подобные агентства занимаются целевыми кредитами иностранных покупателей на закупку товаров у национальных производителей или же страхуют финансовые и политические риски по таким кредитам. Отдельный спектр задач связан со страхованием инвестиций национального капитала в другие страны. Эти же организации могут выдавать гарантии по кредитам, получаемым импортерами иностранного оборудования. В России услуги специализированного экспортно-импортного банка необходимы для стимулирования экспорта продукции военно-технического назначения, судостроения, авиационной техники, энергетического оборудования. Без кредитной поддержки со стороны государства, которой располагают наши основные конкуренты на мировых рынках, российская промышленность проигрывает в конкурентоспособности.
Подобные агентства существуют в большинстве стран Организации экономического развития и сотрудничества, в том числе в Польше, Венгрии и Чехии. Экспортно-импортный банк создан и на Украине. На государственные агентства трех стран - США, ФРГ, Японии - приходится 80 процентов общего объема операций, осуществляемых в рамках всех государственных программ страхования инвестиционных рисков. Как правило, за редким исключением экспортно-импортные организации находятся в стопроцентной государственной собственности. Однако, например, в Германии страховое агентство Hermes де-юре является частным, но действует от имени государства.
При определении будущего направления деятельности нового банка важно указать, что он должен сосредоточиться на кредитовании иностранных покупателей российского технологического экспорта и выдаче гарантий под кредиты для российских импортеров и экспортеров. Прямое кредитование российских экспортеров возможно только в части операций, не противоречащих нормам ВТО. Таким образом, операции данного банка будут сосредоточены в основном за границей. Такой подход позволит разделить функции государственных банков и избежать пересечения их сфер деятельности.
В значительной части своих коммерческих операций Внешэкономбанк уже работает с подобными организациями, действующими в других странах. Аналогичная организация в России не только была бы востребована рынком, но и просто необходима для развития российского высокотехнологического экспорта.
КАЖДЫЙ ЧИНОВНИК ХОЧЕТ БЫТЬ БАНКИРОМ
И все же, несмотря на очевидную потребность в финансовой инфраструктуре гарантирования экспорта в России и столь явные преимущества, которые имел бы ВЭБ при работе в таком качестве, руководство банка все равно предложило преобразовать ВЭБ в коммерческий банк.
В чем же причина столь странного поведения ВЭБа? Она, как это ни банально звучит, весьма традиционна: каждый чиновник мечтает стать банкиром. А банков на всех не хватает. Вот и приходится создавать новые, часто не заботясь об интересах страны.
В России нет дефицита коммерческих банков, более того, их в России даже много. Кроме того, важную роль в финансовой сфере играют и государственные банки. В то же время у нас отсутствует развитая государственная финансовая инфраструктура, направленная на стимулирование внешнеэкономической деятельности. Преобразование Внешэкономбанка является отличным поводом для создания такой специализированной структуры и в России. Но, похоже, в дело вновь вмешался "субъективный фактор".
Государственные банки имеют свои особые задачи в экономике. Они не должны подменять собой частные. И Внешэкономбанк должен решать не коммерческие, а государственные задачи. Главное, чтобы с его реструктуризацией опять не получилось "как всегда", и частные интересы вновь не взяли верх над государственными.
К чему это приводит, мы уже знаем.


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?