Экономическое сотрудничество с бывшими советскими республиками является выгодным для обеих сторон: оно не только позволяет укрепить авторитет России на международном рынке, но и приносит позитивные плоды экономикам стран СНГ.
Возьмем пример с приобретением российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов на территории Украины. Еще несколько лет назад, до прихода российских партнеров, топливный комплекс Украины испытывал серьезные проблемы: цены на бензин непрерывно росли, топлива не хватало, а на фоне простаивающих мощностей заводов увеличивались очереди на автозаправках. И вот теперь Украина насыщена потоками нефтяного сырья из России, НПЗ загружены и исправно платят налоги в бюджет и, что самое главное, цены на АЗС стали вполне по карману украинским автолюбителям. Выгоды взаимны: российские нефтяные компании получили дополнительные мощности по переработке нефти и новые рынки сбыта, а украинская сторона - крупные инвестиции и недорогие нефтепродукты.
Казалось бы, такие процессы интеграции нужно всячески поддерживать, чтобы партнерские отношения между российскими и украинскими компаниями стали долгосрочными и приносили постоянную выгоду потребителям. Однако далеко не всем столь тесное сотрудничество двух стран кажется жизненно необходимым. Это происходит в силу разных причин.
Зачастую радикально настроенные представители отдельных украинских националистических объединений таким образом решают свои политические задачи. А порой некоторые российские чиновники считают, что немедленное пополнение бюджета выгоднее, чем работа на перспективу. Например, в России нашлись сторонники ужесточения налогового режима в части взимания акцизов и НДС на минеральное сырье, отправляемое в Украину. Желание получить финансовые средства "здесь и сейчас" вполне понятно - эти деньги идут в государственный бюджет. Однако стоит задуматься о дальнейшем развитии отрасли, о перспективах экономического сотрудничества - ведь взимание налогов только с сырьевого потока, идущего в Украину, и освобождение от налогов импортируемых в страну нефтепродуктов приведет к тому, что перерабатывать российскую нефть в стране станет просто невыгодно.
Складывается следующая ситуация: своей нефти в Украине практически нет, импортная за счет налогов имеет слишком высокую цену, к тому же на рынке присутствует немалое количество дешевых импортных нефтепродуктов. Эта ситуация в будущем приведет к печальному результату: остановке перерабатывающих украинских мощностей, с одной стороны, а с другой - оттоку нефтепродуктов из южных регионов России, особенно в период посевной и уборочной кампаний. Ясно, что такая политика не только бьет по карману автовладельцев, но и серьезно осложняет ситуацию в нефтепереработке: снижение инвестиционной привлекательности приведет к сворачиванию совместных проектов и, как следствие, уменьшению количества рабочих мест и снижению налоговых поступлений. Да и экономическое сотрудничество между странами от этого явно не укрепится.
Более того, налоговые новации заставляют российские нефтяные компании всерьез задуматься о целесообразности дальнейшего выполнения проектов, предусматривающих поставки миллионов тонн нефти на украинские НПЗ. Напомним, что эти обязательства являлись частью инвестиционных программ таких крупных компаний, как "ЛУКОЙЛ" и ТНК. Президент Украины Леонид Кучма уже подверг резкой критике Фонд госимущества Украины, который заявил о намерении расторгнуть договор о продаже "ЛУКОЙЛу" пакета акций Одесского НПЗ из-за того, что "ЛУКОЙЛ" собирается на четверть уменьшить объем годовых поставок сырой нефти в обмен на трехлетнюю программу реструктуризации завода и внесение инвестиций. Но ведь налоговая политика обоих государств прямо подталкивает российские компании к подобным решениям.
У России и Украины имеется немалый опыт сглаживания экономических проблем, мешающих взаимному сотрудничеству. В октябре премьер-министры двух стран подписали соглашение о реструктуризации украинского долга за газ, меморандум о неприменении антидемпинговых расследований в отношении товаропроизводителей обеих стран, а также документ, предполагающий улучшение условий взаимной торговли. В данном случае перед Михаилом Касьяновым и Александром Кинахом стоит еще более серьезная задача - выработка согласованной позиции в ответ на совместную инициативу поставщиков российской нефти и владельцев украинских нефтеперерабатывающих заводов по совершенствованию условий поставок сырья из России на украинские предприятия.