МАРОДЕРЫ В ЧИНОВНИЧЬИХ КРЕСЛАХ

Как, вероятно, помнят читатели "Труда", беда пришла на юг России из-за сильных дождей, случившихся с 18 по 23 июня. Поврежденными и разрушенными оказались тысячи домов, мостов, дамб, дорог. Погибли люди. Страна немедленно откликнулась на случившееся колоннами гуманитарных грузов, были выделены немалые деньги из федерального бюджета.

Памятуя о том, что потоки грузов и денежных средств могут пойти "не по тому руслу", как это уже не раз случалось у нас в подобных ситуациях, прокуратура Южного федерального округа сочла нужным предпринять упреждающие шаги. 24 июня, буквально на следующий день после паводков, за подписью заместителя генерального прокурора России Сергея Фридинского появляется документ N 52-5773-02, где говорится о необходимых мерах по обеспечению защиты прав граждан и интересов государственных структур в зоне чрезвычайной ситуации. Первая гуманитарная помощь еще не поступила в пострадавшие регионы, а местные прокуроры уже были предупреждены о необходимости быть особенно внимательными к целевому ее использованию.
Как выяснилось впоследствии, предпринятые меры были отнюдь не лишними. Уже 30 июня Красногвардейский ОВД Адыгеи возбудил уголовное дело "по факту хищений предметов быта из жилищ граждан в период проведения спасательных работ в ауле Хатукай". Пока хозяева отсутствовали, кто-то свел со двора корову, кто-то позарился на домашнюю утварь. Подобных дел выявилось впоследствии четыре: два - в Адыгее, два - в Краснодарском крае. В настоящее время они направлены в суд.
Но подобные преступления выглядят невинной детской шалостью по сравнению с тем, на что оказались способны люди, облеченные властью. Как пояснил корреспонденту "Труда" и.о. начальника управления Генеральной прокуратуры ЮФО Сергей Адамов, к числу мародеров вполне можно отнести чиновников местного уровня. Так, некая Р. Мигунова, работник управления социальной защиты населения города Ессентуки, пыталась получить единовременное пособие в размере 3 000 рублей, полагающееся пострадавшим от наводнения, за своего сына, проходящего срочную службу в армии. А главный бухгалтер администрации села Заюково Баксанского района Кабардино-Балкарии А. Шикогасова, внося в списки на получение пособий "несуществующих" граждан, присвоила 36 000 рублей.
Большое число нарушений выявлено в Армавире. Людям, не зарегистрированным в зоне бедствия, выдано 79 000 рублей за якобы утраченное имущество. 159 000 рублей получили 67 человек в виде пособий, на которые они не имели никаких прав, 105 тысяч рублей выплачено за якобы сильно поврежденные жилища.
В результате настойчивости прокуроров вскрыты и более крупные нарушения. 14 августа нынешнего года по факту растраты должностными лицами администрации Кошехабльского района Адыгеи было возбуждено уголовное дело. Сумма растраты бюджетных средств - 538 000 рублей. 29 сентября прокуратурой Новокубанского района по признакам статьи 293 УК РФ также возбуждено уголовное дело, финансовые нарушения здесь "потянули" на сумму 610 тысяч рублей.
Но, пожалуй, всех перещеголял начальник местной службы ГО и ЧС администрации Цумтинского района Дагестана Г-дов. Как пояснил заместитель начальника управления прокуратуры ЮФО Виктор Ушаков, вышеупомянутый "спасатель" оформил фиктивные материалы о разрушениях домовладений и уничтожении имущества, принадлежащего его родственникам и другим жителям района, с кем поддерживает дружеские отношения, реально не пострадавшим от стихийного бедствия. "В дальнейшем он же, оформив фиктивные доверенности, получил в отделении Сбербанка РФ, находящегося в с. Гергебель, денежные средства в сумме 2 376 000 рублей. Более половины из полученных им средств он похитил, а оставшуюся часть раздал гражданам с удержанием 50% указанной в ведомостях на каждого человека суммы", - говорится в одном из документов, представленных в прокуратуру ЮФО.
Кроме того, ушлый спасатель самостоятельно принял решение о распределении денежных средств в сумме 1 050 000 рублей, поступивших в район. Схема "распределения" похожа на предыдущую. Расследованием данных фактов сейчас занимается прокуратура Дагестана.
Выявлены нарушения и в Ставропольском крае, где, в частности, расследуются два уголовных дела по фактам хищения материальных ценностей, поступивших в виде помощи пострадавшим.
Этот пир мародеров происходит в те самые дни, когда многие из нуждающихся в помощи безрезультатно обивают пороги официальных учреждений. Всего органами прокуратуры на конец октября возбуждено 17 уголовных дел. В качестве фигурантов - мелкие и крупные чиновники, руководители и замы глав местных администраций, которые не устояли перед соблазном отщипнуть кусок поувесистей от бюджетного пирога.
Между тем указание президента России - к 1 декабря обеспечить всем пострадавшим крышу над головой - срывается. В Краснодарском крае только треть нуждающихся справила новоселье.