ОТ "СТАРШЕГО БРАТА" НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ

Старший "американский брат" чаще всего демонстрирует в отношении младших "братьев" из ФРГ далеко не родственные чувства, а, скорее, нравы прусского фельдфебеля, переходя на окрик и угрозы.

С 1996 года действует так называемый "Иран Либия Сэнкшнз Экт", который запрещает иностранным фирмам - под страхом применения американских репрессий - заниматься бизнесом с Ираном. На днях мощный немецкий концерн "Тиссен-Крупп" вынужден был сократить уже проданную долю Ирану с восьми до пяти процентов, чтобы не лишиться своего участия в госзаказах Западной Германии от американских фирм.
Этот вызвавший большой скандал случай хорошо известен. Другие, не меньшего масштаба, замалчиваются по команде из-за океана. Сорок лет "Люфтганза" занимается обслуживанием и ремонтом лайнеров иранской авиакомпании "Иран-эйр". Около года назад немцы получили ультиматум от американского предприятия, поставляющего двигатели и важные комплектующие части, с требованием не использовать поставки в гешефте с иранцами. Ультиматум пришлось безоговорочно принять в рекордные сроки - в течение двух недель, хотя потерял на этом концерн ФРГ большие миллионы. Но куда деваться: американцы пригрозили прекратить поставки. А это лишило бы моторов и другого оборудования больше половины машин "Люфтганзы", поскольку компания давно использует "Боинги".
Все рассуждения официальных лиц о том, что такие меры необходимы для обуздания терроризма, пресечения агрессии и возможных приготовлений к войне со сверхоружием, не стоят и выеденного яйца, так как сами США вовсю торгуют с Ираном, чаще всего через Канаду и Дубаи, и притом без всякого стеснения. Правление "Сименса" в документе для служебного пользования сообщает, что американцы поставили в Иран с 1992 по 2002 год около 50 газовых турбин мощностью 100 мегаватт каждая, лишив тем самым прибыли "среднего брата".
Ударить бы немецкому гиганту в набат, но он не может себе этого позволить. Его оборот в Иране составляет около миллиарда евро, а в самих США - 25 миллиардов, которые можно в одночасье потерять, если не подчиниться воле "старшего брата". По тем же самым соображениям промолчал "Даймлер/Крайслер", с большим сожалением отклонивший просьбу Ирана о строительстве на его территории завода по производству "мини-мерседесов".
Малые и средние предприятия все чаще жалуются на то, что немецкие органы по контролю за экспортом навешивают ярлыки "двойного назначения" на цивильную продукцию, которая фактически никак не может применяться в военном производстве. И запрещают ее вывоз или затягивают волокиту на долгие месяцы. Причина все та же - страх перед американскими репрессиями.