ВТОРОЙ ВЫСТРЕЛ

"Уважаемая газета "Труд"! Обратиться к вам меня побудила личная драма, которая, является,

"Уважаемая газета "Труд"! Обратиться к вам меня побудила личная драма, которая, является, считаю, ярчайшим примером умышленного бездействия правоохранительных органов".
Такими словами начинается письмо в западносибирский корпункт кемеровчанки Светланы Овчинниковой. Она продолжает: "...19 июля 2003 года Илья Архипенко средь бела дня на улице в присутствии многочисленных свидетелей, в том числе и несовершеннолетних, выстрелил в голову моему мужу Андрею Овчинникову. (Архипенко должен был нам крупную сумму денег.) Просто приставил дуло к его лбу и нажал на курок. Пуля вошла в голову, задела сонную артерию и в области носоглотки застряла. Муж остался, слава Богу, жив. Уголовное дело по факту умышленного покушения на убийство завели 30 июля. То есть через 11(!) дней после особо тяжкого преступления. И после наших настойчивых требований.
С чего вдруг такая медлительность? Ответ на поверхности. Преступление совершено в Ленинском районе Кемерова, а отец потенциального убийцы работает председателем суда Ленинского района. Представляете, какую "неловкость" создал судейский сын для "своих" - милиционеров и прокуроров?
Из прокуратуры Ленинского района дело передали в областную прокуратуру. Но и там оно "встало". Что больше всего возмущает: Архипенко-младшему не избрана мера пресечения "содержание под стражей". Более того, оружие не изъято. Представители следствия говорят, что Архипенко лежит в наркологическом диспансере якобы на лечении. Но мы живем с ним в соседних подъездах и встречаем на улице. Он звонит мужу с угрозами довести свой преступный замысел до конца, собирает информацию о свидетелях. И, более того, продолжает работать адвокатом. Защищает, видимо, интересы себе подобных.
Буду обращаться в Генеральную прокуратуру и международные правозащитные организации. Может, удастся разорвать порочный круг корпоративной солидарности людей в погонах и мантиях?"
Сыну судьи, адвокату Илье Архипенко, все же было предъявлено обвинение по особо тяжкой статье - "Покушение на убийство". С него взяли подписку о невыезде.
- Мера пресечения в отношении обвиняемого в виде заключения под стражу избирается лишь при невозможности применения иной, более мягкой, - пояснил "Труду" прокурор Кемеровской области А.Халезин. - При этом должны учитываться данные о личности обвиняемого, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.
Короче говоря, прокуратура, видимо, учла все обстоятельства и "необходимых оснований для ареста обвиняемого" не установила.
Тем временем я начала собственное журналистское расследование. Собрала копии заявлений, писем, справки из стационара о состоянии здоровья потерпевшего, побеседовала с начальником отдела по особо важным делам прокуратуры Кемеровской области Сергеем Пузырьковым и, наконец, получила от прокурора области письменный ответ на информационный запрос по данному делу. Собиралась встретиться с обвиняемым, чтобы выслушать его версию случившегося... Не успела.
30-летний адвокат Илья Архипенко, единственный сын председателя районного суда, недавно был убит. Убийство произошло, как сказали в прокуратуре, на бытовой почве. Илья выяснял отношения с девицами легкого поведения, которые вроде бы украли у него сотовый телефон. Девицы обратились к своим друзьям за помощью. "Друзья" не церемонились: нанесли жертве несколько колотых ран в область шеи и черепно-мозговую травму, от чего тот скончался на месте...
И я думаю: если бы Илья Архипенко был обычным подследственным, не было бы у него особого семейного положения и статуса адвоката, применили бы к нему следственные органы те же меры, какие обычно применяют к другим обвиняемым в особо тяжком преступлении? Если бы его арестовали до суда, чего и добивалась потерпевшая сторона, - случилась бы трагедия?
Гражданская панихида по Илье Архипенко проходила в фойе федерального суда Ленинского района. Тело подследственного выносили из здания суда. Такого Фемида, наверное, еще не видела...
СТАТИСТИКА УБИЙСТВ
80-е годы прошлого века: во всем СССР регистрировалось ежегодно около 9 тысяч убийств.
2001 год: в России зарегистрировано 33 583 убийства.
2002 год - 32 285 убийств.
По количеству убийств в расчете на 100 тысяч населения мы сейчас занимаем второе место в мире после ЮАР. Если судить по этому показателю, то в нашей стране убивают в 20 раз чаще, чем в Японии, в 17 раз больше, чем в Германии, в 3,5 раза больше, чем в США.