БОДЯГА ДЛЯ "ТОЙОТЫ"

Выйдя из сверкающей "Тойоты", суровый мужчина направляется к кассе АЗС. Заправочная станция принадлежит известной компании. Посетитель совсем не по-джентльменски набрасывается на девушку в бейсболке:

- Какую бодягу вы тут заливаете?! Я из-за вас свечи уже поменял, полдвигателя разобрали! Хваленая фирма, черт бы вас!..
Фирму действительно нахваливают, но иногда даже колонки под ее флагами качают вместо хорошего бензина топливо с низким октановым числом и уймой серы. А на рядовых АЗС и вовсе вместо солярки могут залить печное топливо. Из-за этого не один брянский водитель уже загубил мотор тягача. Частенько низкокачественное топливо предлагают под Брестом, через который потоком идут автофуры.
- На днях в Подмосковье накрыли нефтебазу, которая производила фальсифицированный бензин на бывшей территории вертолетного завода. Аи-92 и Аи-95 получали смешиванием низкооктанового топлива и специальных присадок. Эту смесь целых три года продавали под брендом одной из крупнейших топливных компаний Московской области. Через несколько часов бензин терял высокое октановое число. Водители утверждают, что такую же бодягу разводят и на одном из брянских заводов. Здесь присадки получше: бензин может держать октановое число около недели. Значит, за этот срок нужно продать его. Проверка, которую проводил отдел по борьбе с экономическими преступлениями Брянского УВД, показала, что каждая четвертая заправка потчует автомобили суррогатом.
- Жалобы покупателей - безнадежное дело. К сожалению, мы не можем помочь конкретному водителю, который принес нам канистру и утверждает, что ему продали некачественные нефтепродукты, - говорит начальник Брянской инспекции Ростехрегулирования Галина Укофа. - Владелец АЗС без труда докажет в суде, что у водителя была грязная канистра или он вообще купил бензин где-то на обочине. Нефтепродукты, которые отправляются в лабораторию, должны наливаться в специальную посуду, процедура отбора тоже строго прописана. Но главное даже не в этом. У нас в области нет аккредитованной лаборатории, которая может дать заключение о качестве бензина. Отправляем пробы в Тулу или Курск. Дела, которые возбуждаем, направляются в суды для вынесения административного наказания. Для предпринимателей оно смехотворно - до 10 "минималок". Заплатил - и торгуй суррогатом дальше...
В Брянском центре стандартизации и метрологии сообщили, что была задумка приобрести свою лабораторию, однако цена отпугнула - около 3 миллионов рублей. Правда, любой водитель может приобрести портативный прибор для определения октанового числа, но и эта штука будет совершенно бесполезной в судебном споре с торговцами. Казалось бы, доказать очевидное не так уж и сложно, какой-нибудь электронный узел современного автомобиля гораздо мудренее целой лаборатории, но не тут-то было. В "бензиновой правде" заинтересованы только разрозненные водители, а им противостоит огромная индустрия. Не будут же нефтяные компании работать против себя.
Проверка милиции показала, что водителей обирают посредством недолива на каждой второй АЗС. Метрологи должны ставить клеймо на колонки, но если прежде они появлялись на АЗС раз в квартал, то теперь их не пускают чаще, чем раз в год. А компьютеризированные колонки могут проверять только специализированные фирмы, и что они наколдуют вместе с хозяевами заправочных станций - кто знает.
Экономике наносится огромный вред низкопробными нефтепродуктами, и с этим нельзя мириться. Каков же выход? Галина Укофа полагает, что лаборатории, контролирующие качество бензина, должны иметь все регионы и позаботиться об этом обязаны местные власти. Миллионы обманутых водителей вправе рассчитывать и на помощь Госдумы. Если на рынках и в магазинах есть контрольные весы, то на АЗС таких контрольных приборов нет, как нет и того ведомства, куда покупатель топлива может оперативно обратиться и доказать, что его обманули.