Команду на пуск последнего агрегата дал в среду президент Владимир Путин в режиме телемоста, на самой станции работу принимал вице-премьер правительства образца 2009 года, руководитель правительственной комиссии по восстановлению, а ныне глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Долгая и трудная работа завершена качественно и в срок, и Саяно-Шушенская — снова мощнейшая ГЭС страны. Пять лет назад многие не верили, что такое возможно, уж слишком велики были потери. 75 погибших — огромная величина для такого небольшого поселка, как Черемушки, где все друг друга знают. Сейчас люди признаются, что после аварии многих посещали мысли бросить все и уехать подальше от плотины. Но что бы тогда было с городами ниже по течению Енисея?

Думали многие, но практически никто не уехал. Своих не бросили — ни мертвых, ни живых, ни станцию. Да и страна помогла — и государство, и люди первым делом не виноватых стали искать, а думать, что делать. И решили станцию восстановить, оборудовать новыми гидроагрегатами и новыми системами безопасности, но для начала попытаться оживить те машины, которые еще можно было оживить, и получить таким образом энергию для восстановления.

И выжившие, друзья и сотрудники погибших, снова пошли на станцию. Глаза боялись — да и как было не испугаться, например, огромного айсберга, наросшего зимой на водосбросе, в принципе не предназначенном для зимней работы, — но руки делали. И через полгода станция дала первый ток на старом оборудовании. На него, конечно, смотрели с опаской: после аварии на втором гидроагрегате от этих машин можно было ожидать любой беды. Но они не подвели.

А в далеком Петербурге уже делали новые машины, которые надо было еще доставить морем и Енисеем в Майну, к плотине, которой во времена строительства СШГЭС еще не было. Чтобы они смогли преодолеть несколько километров от Майнской ГЭС, пришлось расширять дорогу и укреплять мосты. Любая ошибка при транспортировке и монтаже рабочего колеса — и пришлось бы возвращаться назад, ведь эта многотонная вращающаяся махина требует миллиметровой точности.

Спешно достраивали и начатый еще до аварии береговой водосброс — средство для пропуска аномальных паводков. Это огромное сооружение, в котором трубы — как четыре тоннеля метро, а ступени — как десятиэтажный дом, было открыто в октябре 2011 года. За три года, с 19 декабря 2011 до ноября 2014, пущены были не только девять новых гидроагрегатов. Усовершенствованы системы безопасности станции, сделано новое распределительное устройство.

И вот наконец утром 12 ноября пришло время запустить последний десятый новый гидроагрегат — тот самый, второй по станционному номеру, на месте которого произошла авария. «Этот блок во время аварии пострадал больше всех, и символично, что именно им заканчивается полное восстановление станции, которая снова приобретает статус флагмана отечественной гидроэнергетики», — отметил президент Путин во время церемонии его запуска.

Вечером после церемонии пуска гидроагрегата в доме культуры Черемушек состоялось чествование тех, кто спас станцию пять лет назад и восстанавливал ее все эти годы. Если бы не они, трагедия 2009 года висела бы и над Черемушками, и над всей отечественной гидроэнергетикой как дамоклов меч. Если бы не они, миллионы людей жили бы в ожидании очередной катастрофы — ведь мы же так привыкли считать, что «были люди... не то, что нынешнее племя», богатыри, не мы. Но богатыри, оказывается, среди нас есть, и когда наступает час беды, они приходят на помощь.

«Никто не застрахован от беды, но только сильный может превратить беду в победу. Российские гидростроители и гидроэнергетики, спасатели и машиностроители, ремонтники и транспортники, люди старой закалки и совсем юные — добились этой победы», — сказал Игорь Сечин, который все пять лет контролировал процесс восстановления станции.

Эта победа, как и любая настоящая победа, со слезами на глазах. Гидроэнергетика в 2009 получила жестокий урок, извлекла из трагедии горький опыт. С той поры на многих станциях «РусГидро» проведены усовершенствования систем безопасности, да и в целом отрасль избавилась от самоуверенности советских времен, чисто коммерческого подхода к делу 90-х годов и «всепропальных» настроений сразу после аварии. Так что теперь ей жить и работать без зазнайства, цинизма и страха.