МОМЕНТ ИСТИНЫ РЕЖИССЕРА ПТАШУКА

Белорусско-российский фильм "В августе сорок четвертого..." начал обрастать слухами задолго до выхода в широкий прокат в августе 99-го. Сначала писали, что это самый дорогой проект в истории белорусского кино, этакий "белорусский "Титаник", "суперфильм". Сумма затрат называлась разная - от 2 до 5 миллионов, что по белорусским меркам очень даже немало. Потом стали доходить разрозненные сведения о конфликте режиссера Михаила Пташука и продюсера Владимира Семаго с писателем Владимиром Богомоловым, который якобы грозится "закрыть" картину, как это произошло 25 лет назад, когда "В августе сорок четвертого" пытался экранизировать замечательный литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс. Да и сама работа над фильмом, который ждали к 55-летию Победы, затянулась до осени.Скандал грянул на недавно завершившемся в Минске фестивале стран СНГ и Балтии. Выяснилось, что писатель В.Богомолов потребовал снять свое имя с титров. В чем причина разногласий? Мы решили представить точку зрения двух сторон в этом конфликте: наш собственный корреспондент в Белоруссии изложил мнение писателя Владимира Богомолова, который в "Белорусской деловой газете" напечатал серию материалов о своих расхождениях со съемочной группой. А наш литовский корреспондент "отловил" кинорежиссера Михаила Пташука в Вильнюсе, где сразу после Минска состоялась премьера фильма.

- Михаил Николаевич, почему в титрах нет имени Владимира Богомолова?
- Его снял сам автор романа. Поначалу, когда началась работа над сценарием, у нас было полное взаимопонимание. Но видение режиссера не обязательно должно совпадать с видением автора произведения, по которому ставится фильм. Когда берешь материал, то пропускаешь его через себя, хочешь рассказать нечто свое. Это особенность искусства.
- Витаутас Жалакявичюс был вашим другом. Вы вернулись к теме, которую он вынужден был оставить. Почему советский зритель не получил возможности увидеть "В августе сорок четвертого..." еще 25 лет назад?
- Думаю, общество не созрело для того восприятия истины, которое предлагал литовский режиссер. В каком-то смысле неродившийся фильм "В августе сорок четвертого..." был для Витаса продолжением картины "Никто не хотел умирать". Когда через суд фильм Жалакявичюса был закрыт, он уехал из Вильнюса и жил в Минске у замечательного белорусского режиссера Виктора Турова. Мы все дружили. Никогда не забуду, как Витас плакал у него на кухне. Когда я брался за этот фильм, то перечитал режиссерский сценарий Жалакявичюса. 25 лет назад ездил к нему на съемки, многое хорошо помню. У нас под Минском есть великолепная натурная площадка, настоящая находка для Европы. Там снимали свои картины поляк Ежи Гофман, Витас. Не думал тогда, что здесь же буду делать "В августе сорок четвертого..." Суть моей картины близка его идее.
- И в чем же она?
- Трое контрразведчиков из "Смерша" ходят по хуторам Западной Белоруссии, ищут рацию фашистского агента. Эти талантливые, смелые люди проявляют героизм в схватке с врагом. Эти парни - честные исполнители, винтики огромной системы. Над ними - свой круг начальства. Над начальством - круг генералитета. А выше - Сталин. И эти мальчики, герои своего времени, берут на себя невероятно большую ответственность, которой боятся высшие чины. По сути картина о Системе. Пришло время по-новому посмотреть на события 1944-1945 года, происходившие на этом пятачке в центре Европы, в Литве и Белоруссии.
- У вас в фильме детально воссоздана атмосфера того времени, масштабные массовые сцены. Государство в одиночку "потянуло" расходы на картину?
- Такой фильм одна страна поднять не смогла бы. С полным правом можно сказать, что лента совместная - Белоруссии и России. Наша республика вложила примерно 30 процентов, остальное - продюсеры и Госкино России. Нам помогало министерство обороны Белоруссии - в крупных массовках занята армия. Паровозы, двухосные вагоны 40-х собирали по всей стране. Достали танки, сделали "студебеккеры". Мне говорят, что у машин не те колеса, какие были тогда, но где теперь достать те? А в целом зрителю судить, насколько удалось воссоздать время.
- Герои вашего фильма - из "Смерша", военной контразведки "Смерть шпионам". Они настоящие "волкодавы", "чистильщики", как их зовут специалисты, асы "стрельбы по-македонски", люди очень жесткие. Однако главную роль - командира группы капитана Алехина - вы предложили артисту интеллигентному, российской звезде Евгению Миронову. Чем был продиктован ваш выбор?
- Мне кажется, сейчас роман воспркнимается иначе, чем 25 лет назад. И зритель другой. Алехин - мозг этой группы. Он и в романе интеллектуал. Актер нужен был популярный, которого любит молодой зритель. Евгений Миронов, на мой взгляд, прекрасно справился с ролью, как и другие замечательные актеры, занятые в картине. Это Александр Балуев, Алексей Петренко, Александр Феклистов... Пригласили мы также известных польских актеров, среди них настоящая звезда Беата Тышкевич.
Что касается стрельбы по-македонски, то в фильме она занимает считанные секунды, как, кстати, и в реальной боевой ситуации. Тут нас консультировали специалисты из спецслужб. Но для нас было важнее показать психологию отношений героев картины.
- И в книге, и в вашей картине герои добиваются цели - "момента истины", раскрывают тайну, ради которой работала группа Алехина. А есть ли у вас свой "момент истины", связанный с созданием фильма?
- Помните из классики про "гоголевскую шинель"? А мы все вышли из "сталинской шинели". И нужно снять ее. Трудно, но необходимо.