03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОМЕНТ ИСТИНЫ ПИСАТЕЛЯ БОГОМОЛОВА

Ваганов Сергей
Опубликовано 01:01 14 Декабря 2000г.

Премьерный показ фильма "В августе сорок четвертого..." состоялся в Минске в рамках VII

Премьерный показ фильма "В августе сорок четвертого..." состоялся в Минске в рамках VII Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Лiстапад". И в тот же день "Белорусская деловая газета" ("БДГ") начала публиковать записи Владимира Богомолова под общим названием "Прощание с "суперфильмом". Состоялось уже три объемных публикации (и продолжение следует), из которых ясно, почему он, автор не только романа, но и литературного сценария, потребовал убрать из титров свою фамилию и запретил использовать название "Момент истины".
О том, что съемки широко разрекламированного фильма приобретают скандальную репутацию, было хорошо известно в основном правда, по намекам и слухам, еще до этой публикации. Особенно в кинематографической среде, в которой бродило временами выплескиваемое наружу недовольство тем, что бюджет фильма М. Пташука "съел" несколько картин, снимавшихся на белорусской киностудии.
Конфликт с нынешними создателями фильма - Пташуком и продюсером Владимиром Семаго (тогда еще депутатом Госдумы) - начался, по утверждению Богомолова, в августе 1999 года, после того как он, посмотрев две видеокассеты с рабочими материалами, высказал множество критических замечаний. Вот только некоторые из них:
"Невероятная концентрация войск. Откуда и куда они идут в сотнях километров от передовой?.. Почему они в касках? Каски... полагалось иметь на голове только на передовой и во время боевой тревоги в расчетах зенитной артиллерии... Солдаты костюмно не декорированы, на всех добротное новое обмундирование... Прилегающая к дороге местность какими-либо приметами, знаками, следами войны совершенно не декорирована. Нет даже попыток воссоздать атмосферу войны... Непонятно, зачем на всех героев надели портупеи... в сорок четвертом они были большой редкостью, особенно в действующей армии, потому что являлись броской приметой, а это героям фильма совсем не нужно, более того - не приемлемо! Тут все доведено до абсурда..."
Конфликт, если судить по записям Богомолова, вышел за рамки разногласий между двумя творческими личностями, каждая из которых имеет право на собственное видение истории, искусства, да и жизни вообще. И перешел в нравственную плоскость. Писатель цитирует отрывки из многочисленных интервью режиссера, в которых, по его выражению, М. Пташук "фонтанировал хлестаковщиной": "по рабочему материалу наш фильм отобран на конкурс Каннского фестиваля 2000 года", "уже есть договоренность о премьере в Кремлевском Дворце съездов", "на премьеру "Момента истины" 9 мая будут приглашены президенты России и Беларуси, все Герои Советского Союза и кавалеры орденов Славы, а также суворовцы, нахимовцы, кадеты...", "55-я годовщина Победы пройдет под знаком "Момента истины". Такой же аферной похвальбой неутомимо занимался и В. Семаго... И продолжалось это, сообщает Богомолов, "до февраля с.г., когда по готовому материалу картину не только не включили в конкурсную программу Каннского фестиваля, но даже не взяли для информационного показа".
Возмущает В. Богомолова и коммерциализация совместного белорусско-российского "суперпроекта", особенно то обстоятельство, что госзаказ, а значит и немалые деньги, попал в руки частной фирмы, а на деле к В. Семаго, которого иначе как "аферист" Богомолов не называет, приводя многочисленные факты, которые, по его мнению, эту характеристику подтверждают.
Отвечает В.Богомолов и на публичные попытки бывших партнеров объяснить скандальную ситуацию его "сложным характером", проявившимся в том числе в "закрытии" им в середине 70-х годов фильма Витаутаса Жалакявичюса, хотя в российской прессе уже были "уточнения" и "опровержения" на этот счет, в том числе по решению судов. Сам же писатель приводит свое письмо директору "Мосфильма" Н. Сизову от 20 марта 1976 года, в котором, во-первых, он не возражает "против продолжения студией работы по экранизации "Момента истины" В. Жалакявичюсом... при условии сохранения основной идеи романа, системы образов и предотвращения оглупления и вестернизации персонажей...", а во-вторых, выражает согласие "на любое использование отснятого материала без указания в титрах моего имени и упоминания о моем романе".
Такая вот история конфликта. Что до самого фильма, то он, похоже, обманул ожидания многих. Гран-при "Лiстапада" - приз зрительских симпатий - получили создатели "Русского бунта". Любопытно, что в некоторых рецензиях в официальной печати обидное поражение загодя объявленного "фаворитом" творения объяснялось не иначе как... скудостью затраченных средств...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников