ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Двадцатилетний срок американскому шпиону, очевидно,

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Двадцатилетний срок американскому шпиону, очевидно, не без спешки вынесенный судом, породил противоречивые чувства. В русской традиции - жалость к осужденному, это несомненно. Но как, однако, наше ТВ освещало это событие! Почти все - и телекомментаторы, и репортеры, и журналисты - явственно были на стороне обвиняемого. На Т.Митковой ("Сегодня", НТВ), например, просто лица не было, кажется, она с трудом шевелит губами. Чувствовалась чуть ли не всеобщая истерика: да как посмели осудить представителя "цивилизованного сообщества", да кто мы такие, чтобы замахиваться на янки? В поспешном, авральном созыве Комиссии по помилованию при президенте России, возглавляемой А.Приставкиным, мерещатся не гуманизм, не милосердие, а корыстная конъюнктура и словоохотливое угодничество перед заокеанским дядюшкой. Впрочем, российской интеллигенции всегда не хватало здравого государственного достоинства.
Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- Последнее время я внимательно начал следить за отдельными, штучными высказываниями на ТВ. Да ведь пара слов иногда значит больше, чем какая-нибудь речь безумного политика. Вот молодой человек на прошлом "Гласе народа" выкрикивает: "Жириновский - мой любимый актер!" То ли сознательная инвектива, то ли оговорка "по Фрейду", но в обоих случаях о многом эти слова говорят. Для многих из нас появление интеллектуально-переменчивого, как ветер мая, Жириновского на экране всегда означает нечто или парадоксально-скандальное или попросту драчливое.
В последнем "Зеркале" любимец народа М.Задорнов, еще совсем недавно заменявший своим выступлением новогоднюю речь сгинувшего, как сон, президента, вдруг осмысленно и торжественно говорит: "Мне надоело, что меня все время учит Ростропович..." А как лично мне, а как тысячам моих сограждан надоело!
Я вообще предполагаю, что когда не ладится с музыкальным инструментом, с ремеслом писателя, с талантом постановщика, немолодой деятель искусства идет выступать на ТВ. Особенно наш эмигрант, имеющий двойное гражданство. И особенно, если наездом, торопясь "засветиться". Колбаса там, конечно, слаще. Сцена - просторнее, тиражи, напечатанные на средства разведуправлений, побольше, но в качестве беспристрастного оракула - кто же тебя там станет слушать...
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- На прошлой теленеделе за бурными спорами о гимне России затерялось сообщение из Польши. А там утвердили новый гимн Варшавы - старую "Варшавянку". Причем ее новый текст начинается старой строкой "Вихри враждебные веют над нами". И произошло это, несмотря на протесты польской интеллигенции, по народному опросу. Да, не везет интеллигенции с непонятливым народом. Вот и у нас большинство за гимн А.Александрова. Правда, и в интеллигенции раскол: О.Басилашвили - против, а А.Калягин - за, А.Смирнов - против, а К.Шахназаров - за, В.Новодворская грозится, что под гимн Александрова не встанет, а В.Шандыбин клянется, что под другой гимн ни с кем рядом и не сядет. Кого слушать? Но на самом деле вопрос в другом. Сторонников нового-старого гимна винят, что они тоскуют по строчке "Союз нерушимый республик свободных..." Но они тоскуют не по строчке, а по этому самому "союзу нерушимому".
Впрочем, интеллигенция тоже бывает права. М.Леонтьев в "Однако" (ОРТ) сообщил, что американского шпиона осудили правильно и теперь так же правильно помилуют, вот только интеллигенция удивляется: "А зачем было комедию ломать?" И действительно, - зачем? Особенно забавно выглядит Комиссия по помилованию, которая вертится на пупе, пытаясь доказать, что просьба Э.Поупа о помиловании вовсе не означает признание его вины. Это что-то новенькое в юриспруденции: помилование невиновного!
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- 10 декабря РТР посвятило весь вечер и часть ночи пропаганде насилия, используя для этого два фильма режиссера А.Балабанова "Брат" и "Брат-2". Подвесив к ним еще и шоу: "Брат-2" живьем в Олимпийском". О фильмах уже все разъяснили критики. Но лучше них это сделал во время шоу некто Михаил Козырев с "Нашего радио". Цитирую: "Это фильм о том, как страшно (!), жутко (!!) и восхитительно (?) жить в этой странной (??) стране". Потому что "выжить в ней человек может, если вечно..." (и, вытащив пистолет, показал под рев зомбированного зала, что надо делать). Наверное, на РТР тоже так считают, ибо для раскрытия этой "светлой" мысли было отдано много драгоценного времени. Однако, чтобы придать "олимпийскому шоу" некий идеологический вес, актер В.Сухоруков глаголил, что "все люди братья", а Сергей Бодров назидательно твердил, что "правда у того, кто сильней". "Будем сильными, справедливыми, будем любить родину, потому что она - наша", - вещал Бодров. Но совсем доконал Сухоруков, когда завопил, что у нас "есть родина и в ней есть мы!" Это ее-то защищают герои картины, пуляя почем зря? И кем, увы, восхищаются некоторые молодые зрители? Тут мне, честно говоря, стало и впрямь страшновато: это все происходило на государственном канале! Очень печально...