БОЛЬШОЙ НЕДОСЫП В НИЦЦЕ

Французский президент Жак Ширак еще в начале саммита Европейского совета в Ницце предупреждал,

Французский президент Жак Ширак еще в начале саммита Европейского совета в Ницце предупреждал, что он "войдет в историю". И действительно, эта континентальная встреча в верхах наверняка запомнится надолго. Однако не потому, что на ней были достигнуты суперрезультаты, а... невероятным недосыпом всех его участников и сотен журналистов, которым пришлось освещать это мероприятие. Вместо двух дней саммит растянулся почти на четыре и закончился в минувший понедельник в пятом часу утра.
А каковы же итоги? На Лазурном берегу в первую очередь речь шла о реформе структур ЕС таким образом, чтобы подготовиться к приему новых членов, в основном из числа стран Восточной Европы. Если Хартия фундаментальных прав, своего рода прообраз будущей конституции ЕС, была принята с лета, то вокруг перекройки оргструктур разгорелась серьезнейшая борьба.
Был момент, когда саммит вообще чуть было не завершился провалом из-за разногласий между малыми и крупными странами вокруг вопроса представительства в будущем Совете министров ЕС. Фронда, которую возглавили бельгийцы, португальцы, а также присоединившиеся к ним греки, финны и шведы, привела к тому, что "крупняки", а это Германия, Франция, Англия и Италия, пошли на компромисс. И тем не менее их влияние в евроструктурах все-таки возрастет по сравнению с прошлым. Каждая из них будет иметь по 29 голосов в Совете министров, что даст им возможность блокировать любое решение. Так что фактически, как писала "Либерасьон", образуется своего рода "директория", в которой особое место тем не менее будет занимать Германия. Дело в том, что в Ницце было решено учитывать "демографический вес" государства. А он у объединенной Германии, где сейчас проживает свыше 82 миллионов человек, самый серьезный. Более того, возрастет значимость немецких депутатов в расширенном Европарламенте. Хотя их число останется таким же, как сейчас - 99, оно станет самым большим - остальным странам придется поделиться местами с новыми членами ЕС.
"Маленьким договором для большой Европы" - так охарактеризовала итоги Ниццы влиятельная парижская "Фигаро". И тем не менее он подписан, а значит, открывается путь для расширения ЕС. Как ехидно заметил в этой связи французский политический обозреватель Жак Амарлик, места за столом наконец-то распределены, остается только узнать, для кого организуется банкет.