В 1998 году, после длительных переговоров "Варяг" купила за 20 миллионов долларов некая туристическая фирма из Макао и пообещала превратить его в гигантский плавучий центр развлечений.
Когда новость о сделке просочилась в мировую прессу, разразился новый скандал. Власти Макао, узнав о скором прибытии в местный порт корабля водоизмещением 70 тысяч тонн, просто отказались его принять. К тому же, как поведала газета "Гонконг стандарт", "Агентство по туризму и развлечениям", которому теперь принадлежит корабль, не обладает необходимой лицензией на занятие деятельностью, прописанной в контракте для "Варяга". Более того, эта фирма даже не значилась по заявленному адресу.
Кстати, вопрос о том, кто же на самом деле купил "Варяг", остается пока открытым. В Азии одно время ходили упорные слухи, что авианосец, как и его собратьев "Минск" и "Киев", через подставные фирмы якобы купило китайское правительство, чтобы, дооборудовав, использовать дредноуты в Тайваньском проливе как весомый аргумент против строптивого Тайбэя. Однако официальный Пекин всегда открещивался от участия в сделке и заявлял, что не имеет к этому никакого отношения.
Когда море бушующих страстей вроде бы успокоилось, за крейсером из Макао пришел буксир. И тут оказалось, что дальше черноморского бассейна "Варягу" не уйти. Турция неожиданно заявила, что не разрешит проход авианосца через Босфор, чтобы не ставить под "угрозу безопасность судоходства в узком проливе". Попытки китайской стороны (Макао с прошлого года был возвращен Португалией под юрисдикцию Пекина) убедить Анкару, что на "Варяге" нет вооружений, что корабль предназначен для использования в мирных целях, ни к чему не привели. Турецкие официальные лица упорно настаивали на том, что авианесущий крейсер, пусть и недостроенный, имеет "потенциальные возможности для приема самолетов палубной авиации" и по соглашению в Монтре от 1936 года ему проход через Босфор запрещен.
Что теперь делать с "Варягом", похоже, не знает никто. В Николаевском порту он находиться не может, так как каждый день его пребывания там обходится китайской фирме в десятки тысяч долларов штрафов. Или выход один: открыть кингстоны?