ПОСТОЙ, "ФАЙЕРСТОУН", НЕ КРУТИТЕСЬ, КОЛЕСА

В июле прошлого года, когда семья из штата Теннесси - Тони и Трина Эдамс - ехали на своем

В июле прошлого года, когда семья из штата Теннесси - Тони и Трина Эдамс - ехали на своем внедорожнике "Форд эксплорер" по шоссе соседнего штата Миссисипи, приближаясь к городу Язу-сити, машина, за рулем которой сидел муж, вдруг потеряла управление и перевернулась. Трину выбросило наружу, и от сильного удара она погибла. Выяснилось, что виной тому были шины фирмы "Файерстоун", начавшие терять покрытие с протекторами.
Тони Эдамс нанял адвоката и подал в суд одновременно на производителя шин и на компанию "Форд". Дело должно было слушаться на минувшей неделе, но до суда оно не дошло, обе фирмы признали свою ответственность и согласились выплатить истцу компенсацию, размеры которой остались тайной. В иске была названа сумма в 60 миллионов долларов.
Пресс-представитель базирующейся в Теннесси компании "Файерстоун" Джилл Братина сообщила, что это уже второй проигранный ею иск. В ноябре прошлого года пришлось уплатить компенсацию техасцам - 18-летней Кимберли Гуиллен и ее брату Райяну, 21 года, когда их родители погибли в аналогичной дорожной катастрофе. "Форд" в обоих случаях оказался невольным соучастником, поскольку его модели внедорожников оснащались шинами "Файерстоун", и именно эти машины с этими шинами весь прошлый год бились на дорогах.
Сейчас расследуется более 120 таких происшествий, повлекших за собой смерть. Плюс к этому правоохранительные органы рассматривают 3500 инцидентов, которые могли закончится столь же трагично. А на федеральный суд в Индианаполисе, штат Индиана, возложено бремя рассмотрения 160 однотипных исков, также связанных с продукцией все той же "Файерстоун". Суть многих из них заключается в том, что фирма, зная о дефектах своей продукции, продолжала ее изготовлять и поставлять автомобилестроителям. Если такое обвинение будет доказано, это обойдется куда дороже того, что она пока выплатила.
Но главные потери фирма понесла на бесплатной замене шин тех трех типов, которые чаще всего фигурировали в авариях. В общей сложности до конца года "Файерстоун" заменит 6,5 миллиона покрышек, что стоит ей 350 миллионов долларов. Причем это с ней случается уже не первый раз. В 1978 году она же вынуждена была заменить 14 миллионов так называемых радиальных шин, тогда бывших новинкой, и оказалась на грани банкротства. Спасло ее то, что она была куплена на корню японской корпорацией "Бриджстоун" - самым крупным в мире производителем шин и каучука.
Это же оказалось для нее спасением и на сей раз. Сама по себе "Файерстоун" не смогла бы так быстро произвести замену по рекламациям и не выдержала бы финансового урона, тем более что американцам было предоставлено право выбрать за ее счет покрышки других фирм. А с Японией установили настоящий воздушный мост, по которому доставили сотни тысяч шин тамошнего производства. Так что если еще месяц назад в 13 000 точках, торгующих продукцией "Файерстоун", были очереди, то сейчас они ликвидированы.
А у штурвала фирмы, как водится, сменился капитан. Место японца, которого как раз и винят в сокрытии выявленного дефекта, занял американец Джон Лампе. Он обещает, что созданная им специальная группа к началу нового века досконально выяснит, почему происходило расслоение шин, чтобы никогда уже больше ничего подобного не повторялось. Вообще мистер Лампе буквально лезет из кожи, чтобы реанимировать доверие к своей продукции. После всего происшедшего котировка "Файерстоун" как у потребителя, так и на бирже серьезно, если не сказать - катастрофически понизилась.