10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТХОД ОТ ДОТАЦИЙ

Колесников Виктор
Опубликовано 01:01 14 Декабря 2001г.
Необходимость реформы жилищно-коммунального хозяйства обозначилась едва ли не одновременно с началом рыночных преобразований в стране. То здесь, то там предпринимались локальные попытки перейти от слов к делу - вспомним хотя бы "реформаторские" эксперименты в Нижнем Новгороде и Зеленограде. Однако, как это часто у нас бывает, по-настоящему кардинальные перемены происходят неожиданно и многих застают врасплох.

Так и с реформой ЖКХ - с 1 января 2002 года в Москве и ряде других регионов местные власти по рекомендации федеральных структур признали необходимым привести оплату потребителями жилищно-коммунальных услуг в соответствие с их реальной стоимостью. Иными словами, намечается поэтапный отход от системы дотаций к системе адресного субсидирования малообеспеченных слоев населения, что неминуемо повлечет за собой серьезный рост квартплаты и других коммунальных платежей со стороны многих категорий граждан.
Возникает, однако, вопрос: почему это у нас всегда слово "реформа" стало ассоциироваться со скачком цен, будь то тарифы на электроэнергию, цены на железнодорожные билеты или те же коммунальные платежи? Ведь, по идее, любые преобразования, если они хорошо продуманы и грамотно проводятся в жизнь, должны способствовать устранению изъянов в существующей системе и в конечном счете вести к улучшению сервиса. Разве сегодня мало вопиющих недостатков в той же системе ЖКХ? Практически все здесь, начиная от отсутствия должного контроля за исправностью инженерных коммуникаций сдаваемых объектов вплоть до качества обслуживания и ремонта имеющегося жилого фонда, нуждается в кардинальном обновлении и улучшении. А разве сама система взимания коммунальных платежей является воплощением совершенства? В связи с приватизацией квартир и массовой продажей нового коммерческого жилья здесь появилась масса новых проблем, которые нередко пытаются решать доморощенными методами. Где-то эксплуатацией жилья по-прежнему ведают ДЕЗы, где-то на смену им пришли частные управляющие компании, а в новостройках, где доля коммерческой реализации может доходить до 100 процентов, повсеместно создаются товарищества собственников жилья (ТСЖ). И хотя местные власти клянутся и божатся, что регулярно инструктируют руководителей жилтовариществ, все же работа многих из них далека от профессионализма и смахивает, увы, на художественную самодеятельность. Возможно, сказывается и недостаток методичек, нечеткая регламентация прав и обязанностей ТСЖ. Как бы то ни было, в жилищной реформе особенно важен принцип "семь раз отмерь, один раз отрежь", поскольку это вопрос особой социальной важности, касается буквально всех и каждого.
А теперь посмотрим, насколько подготовлена эта реформа с правовой точки зрения, подкреплена ли она ясными и исчерпывающими документами, не оставляющими простора для различных интерпретаций и разночтений, административной бестолковщины?
Увы, надо признать, что с этой точки зрения реформа оснащена явно слабовато. Многие эксперты в области жилищного права и вопросов собственности сходятся во мнении, что к настоящему моменту главная проблема - это отсутствие полноценного Жилищного кодекса. Вот уже несколько лет он вроде бы разрабатывается в недрах Госстроя РФ и других ведомств, однако "воз и ныне там". К сожалению, не проявляют должной настойчивости и наши законодатели в обеих палатах федерального парламента. А ведь именно Жилищный кодекс, подобно Гражданскому или Земельному кодексу, должен содержать весь свод правил и установлений, регламентирующих все от "А" до "Я" в жилищно-коммунальной сфере. Без такой четкой правовой конструкции трудно представить себе, как, например, станут решаться спорные вопросы, если по тем или иным причинам жильцы станут уклоняться от уплаты коммунальных платежей по новым квитанциям, сочтя указанные в них суммы непомерными для своего семейного бюджета.
Кстати, в печати уже упоминались некоторые подробности предстоящих нововведений в столице. По-прежнему будут существовать две ставки для оплаты услуг технического обслуживания и отопления: для нанимателей и собственников одного-единственного жилья, зарегистрированных в нем - ставки с учетом дотаций из бюджета, а для собственников второго жилья и за излишки площади - повышенные (экономически обоснованные) ставки. Кроме того, предполагается по такому же принципу ввести две ставки и по оплате за подогрев воды (общепринятое наименование - за горячую воду). При этом ставки, установленные с учетом дотаций, будут постепенно сближаться с экономически обоснованными ставками.
Кто же будет оплачивать жилищно-коммунальные услуги по повышенным ставкам? По этим ставкам будут платить собственники более чем одного жилья, а также наниматели и собственники одного жилья за имеющиеся у них излишки площади. Гражданам, доход которых превышает 8,5 тысячи рублей на члена семьи в месяц, будет предложено оплачивать жилищно-коммунальные услуги по указанным ставкам в добровольном порядке. А вот владелец одной-единственной квартиры, зарегистрированный в ней, и имеющий доход ниже 8,5 тысячи рублей на члена семьи в месяц, будет платить за техническое обслуживание, отопление и горячую воду по ставкам с учетом дотаций.
Уповая на сознательность граждан, в почтовые ящики будут бросать одновременно две квитанции: одну с оплатой по "дотационным" ставкам, другую - по повышенным. Так что каждый из нас станет выбирать вариант оплаты, соответствующий количеству квартир и своему доходу. Другое дело, что все это впоследствии, видимо, будет проверяться налоговыми органами.
Приходится констатировать, что мы живем в условиях инфляции и цены в городе постепенно растут. По-видимому, к началу будущего года ставки, в том числе и "дотационные", будут увеличены по сравнению с действующими сегодня. Прежде всего ожидается повышение стоимости технического обслуживания - единственной услуги, за которую мы сегодня платим меньше 20 процентов ее реальной стоимости.
Следует отметить и то, что сохраняется действующий порядок предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг гражданам, чьи платежи за них (исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и занимаемой площади в пределах нормы) не превышают 13 процентов от совокупного дохода семьи. В связи с предполагаемым увеличением количества граждан, которые обратятся за субсидией, планируется увеличить количество отделов субсидий. Впрочем, до официального выхода соответствующего постановления правительства Москвы и документов, одобренных Мосгордумой, окончательные выводы об ожидаемых изменениях делать рано.
Жилищно-коммунальная реформа требует не только целостной системы юридических документов, но и наличия всесторонне подготовленных юристов, специализирующихся в вопросах собственности, жилищного, семейного, земельного права. К этим юристам смогут обратиться за консультациями и защитой как сами граждане, так и их объединения. В конце концов люди всегда должны иметь возможность спросить и с управленцев, и со строителей, эксплуатационщиков, ремонтников, за что они платят и соответствует ли качество услуг оплате за них.
Власти обещают, что малообеспеченные граждане в результате реформы не пострадают. Как говорится, поживем - увидим. Уже в следующем году.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников