Национальный музей княжества Монако существует пока только в проекте, но его будущие экспонаты уже совершают "круг почета" по европейским столицам. В старинном римском дворце Русполи, на центральной улице Виа дель Корсо, сегодня открывается уникальная выставка "Монако: идеи для Музея". Почетную миссию разрезать ленточку на парадной лестнице дворца взял на себя находящийся сейчас на Апеннинах князь Монакский Альберт Второй, которого сопровождает посол Монако в Риме Анри Фиссоре.

Решение о создании Национального музея, призванного собрать и систематизировать все художественные сокровища древней монархии, было принято князем Ренье Ш, недавно ушедшим в мир иной. Определен и срок реализации этого проекта: два года. Главными экспонатами музея станут произведения изобразительного искусства, посвященные истории и современности княжества, его природе, архитектуре, фольклорным и реальным персонажам этого маленького независимого государства, ставшего во второй половине Х1Х века одним из важных мировых центров танца и музыки. Здание нового музея будет сооружено в самой высокой точке Монако, рядом с местным ботаническим "Экзотическим садом".

Для первого свидания с европейской публикой кураторы будущего музея Эцио Фриджеро и Мартина Фрезиа выбрали несколько подлинных шедевров, ныне украшающих стены княжеского дворца Монако и частные коллекции: это холсты Уильяма Турнера "Вид на Монако" (1840), Клода Моне "Врата Монако" /1884/, Мориса Утрилло "Пляж Монте-Карло" (1952), работы Вламинка, Синьяка, Гогена, нео-импрессионистов и пост-импрессионистов, мастеров поп-арта. Здесь собрана целая галерея княжеских портретов, в том числе два последних женских, принадлежащих кисти современных художников концептуалистов: "Принцесса Каролин" (Эндри Ворол, 1983) и "Княгиня Грэйс" (Маркос Марин, 2005). Отдельный раздел выставки посвящен наследию русского балетмейстера Сергея Дягилева, который поставил в княжестве ряд своих лучших спектаклей, среди них - "Призрак розы" с Нижинским. Зрители видят эскизы костюмов и декораций, макеты сценического оформления из Оперного театра Монако, в том числе для двух балетов, исполненных на его подмостках: "Дитя и волшебство" Мориса Равеля и "Шелкунчик" Петра Чайковского (в постановке Бориса Романова, 1936).