ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ

Смеяться нужно сегодня, сейчас, не дожидаясь всеобщего благоденствия. Так учил один глубокомысленный иностранный философ, плоховато усвоенный нашими мастерами комедийного кино. А вот народная артистка России Алла Сурикова отнеслась к словам классика всерьез. Сама блестящий режиссер-комедиограф, прогремевшая фильмами "Человек с бульвара Капуцинов", "Чокнутые", "Хочу в тюрьму", "Идеальная пара", "Дети понедельника", она рискнула вдобавок затеять фестиваль кинокомедии. Причем в те самые времена, когда наша жизнь напоминала больше трагедию...

Тем не менее это легкомысленное начинание неожиданно прижилось, пустило корни. Сначала Сурикову и ее "чокнутую" команду на несколько лет приветили в Великом Новгороде, потом фестиваль с бодрым названием "Улыбнись, Россия!" перекочевал в Ярославль, теперь вот столицей смеха на целую неделю согласился стать славный город Астрахань, где решили ударными темпами удвоить количество юмора на душу населения. Для этого здесь в спешном порядке отремонтировали кинозалы с вызывающими ностальгическую улыбку названиями "Комсомолец" и "Призыв", а Сурикова, со своей стороны, обещала привезти в город целую обойму комедийных актеров и фильмов. И со своей задачей она, судя по церемонии открытия фестиваля, которая прошла в понедельник вечером, справилась замечательно.
Когда по "звездной дорожке" (куда ж теперь, после Канна и Сочи, без нее?) прошествовали Владимир Зельдин и Людмила Максакова, Римма Маркова и Лидия Федосеева-Шукшина, Виктор Сухоруков и Леонид Ярмольник, Всеволод Шиловский и Валентина Талызина, Лариса Удовиченко и Дмитрий Харатьян и еще целая рота кинозвезд и кинозвездочек, подкрепленная отдельным взводом сатириков и юмористов во главе с Аркадием Аркановым, Ильей Олейниковым, Михаилом Мишиным, - высыпавшее на улицу едва ли не все наличное население полумиллионного города буквально зашлось в криках восторга. Такого скопления знаменитостей здесь не видели со времен основания Астрахани, поделился со мной наблюдением городской старожил, а ему (разумеется, городу, а не старожилу) через три года исполнится 450 лет. Собственно, фестиваль кинокомедии и задумывался как первое серьезное, а вернее, серьезное смешное мероприятия в рамках празднования грядущего юбилея.
- Фестиваль учинил в городе веселый переполох, - поведала корреспонденту "Труда" президент кинофорума Алла Сурикова. - Залы заполнены до отказа. Люди на наших фильмах улыбаются и грустят, хохочут и, случается, плачут. Первые дни работы фестиваля показали: комедия жива, причем в разных ее видах и жанрах: от эксцентрики в духе Гайдая до комедии лирической, фантастической, детективной, фарсовой, "черной"... Приехали в Астрахань и нашумевшие уже фильмы "Коля-перекати поле", "Жмурки", "Ночной продавец", "Попса", "Солдатский декамерон", и совсем свежие ленты, которых еще никто не видел. Если несколько лет назад мы с трудом находили для фестиваля пару-тройку новых лент, надеясь в основном на ретроспективные показы, на невянущую нашу киноклассику, то нынче в конкурсе заявлено аж 24 комедийных фильма. Скажу честно: не все из них соответствуют уровню экстра-класса. Но сегодня во всем мире производится порядка 60 - 80 комедийных лент в год, а подлинные удачи можно пересчитать буквально по пальцам. Так что мы мировую статистику не портим...
- Стало быть, наблюдается ренессанс комедийного жанра? - спросил я у работавшего с Гайдаем драматурга Аркадия Инина, который с нескрываемым интересом прислушивался к нашему разговору.
- Я сам узнал об этой статистике только сейчас и порадовался за нашу комедию, - ответствовал мне Аркадий Яковлевич. - Более двадцати комедийных лент, снятых за год, - такого не было давно, такого не было никогда. Даже если эти фильмы кое-где еще порой не до конца удались, сам факт оживления комедийного жанра приятно радует.
- И с чем вы его связываете?
- Тут я согласен с бессмертным тезисом товарища Сталина: жить стало лучше, жить стало веселей. Другими словами, улучшение качества жизни вызывает у кинематографистов, у всего народа желание посмеяться. Но тут надо помнить о второй стороне медали: улучшение качества жизни автоматически ухудшает качество искусства. Потому что настоящее искусство, в том числе искусство комедии, рождается, к сожалению, в тяжелых условиях тоталитаризма. Людям надо выживать, надо смеяться, когда смеяться трудно. И тогда в ход идет эзопов язык, всевозможные аллюзии, метафоры и прочие фиги в кармане, а в итоге рождаются шедевры искусства. Но я готов пожертвовать высоким качеством юмора во имя высокого качества жизни. А поскольку качество жизни у нас кое-где еще порой прихрамывает, то я не исключаю появления замечательных иронических, сатирических фильмов и на этом фестивале...