04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ДЕКОР, А ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ

Журава Андрей
Опубликовано 01:01 14 Декабря 2005г.
Субъекты РФ получили право законодательно определять порядок и сроки вступления в действие 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В Тульской области решили не откладывать это важное дело в долгий ящик, а перейти на новую систему уже с нового года. Всю осень область сотрясала агитационная кампания по выборам в органы муниципальной власти. И вот голосование состоялось. Эти выборы здесь считают началом реформы местного самоуправления.

В целом выборы прошли успешно, хотя и были некоторые нарушения в ходе самой кампании, считают наблюдатели. Некоторые кандидаты, например, безо всяких к тому оснований использовали популярное у избирателей имя губернатора области Вячеслава Дудки, и, разумеется, без его на то согласия. Принятие мер по фактам нарушений - это дело избиркомов, суда, прокуратуры. Но главное - выборы состоялись с хорошей явкой населения.
Из 2150 депутатов избраны 2072. Теперь представительные органы муниципальных образований, где избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов, могут осуществлять свои полномочия. А вот в городах Киреевск и Ясногорск, где выборы проводились по мажоритарной системе, из пятнадцати депутатов избрано, соответственно, восемь и пять. В этих городах пройдут дополнительные выборы в марте будущего года.
Путем прямого голосования избраны главы двух муниципалитетов - Тулы и рабочего поселка Новогуровский, остальных глав выдвинут из своих рядов муниципальные депутаты.
По новому региональному законодательству главы муниципальных образований возглавят представительные органы власти. Власть исполнительную будут представлять, как их называют в прессе, сити-менеджеры, но на официальном уровне о них предпочитают говорить как о главах администраций. Их будет назначать на конкурсной основе представительный орган местного самоуправления из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. При этом 50 процентов состава комиссии формируется муниципальными депутатами, а еще 50 - органами государственной власти. И это оправдано, ведь муниципальные районы реализуют не только собственные полномочия, но и отдельные государственные, переданные им областными законами. Это организация и обеспечение деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства, регистрации актов гражданского состояния, а также оказание специализированной медицинской помощи (эндопротезирования, например, в Туле и Новомосковске).
А ответственность за реализацию муниципалитетами этих полномочий несут в равной мере главы администраций муниципальных образований и органы государственной власти.
Главы сельских муниципальных образований будут совмещать исполнительные и представительные функции.
Что касается кандидатов на должность главы администрации Тулы и других крупных муниципальных образований, то окончательную точку в данном вопросе поставят Тульская городская Дума и представительные органы этих городов.
В местной печати продолжает обсуждаться вопрос о реальных полномочиях новых глав администраций. Некоторые обозреватели высказывают опасение: не получится ли так, что главы муниципальных образований станут чисто декоративными фигурами - будут как бы властвовать, но не править?
"Глава муниципального образования - это вовсе не декоративная фигура, - считает губернатор Вячеслав Дудка. - Давайте откроем федеральный закон. В нем записано, что глава муниципального образования представляет это образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. Федеральное законодательство наделяет его реальным объемом прав и обязанностей. Именно глава является высшим должностным лицом и наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения".
Последовав совету вчитаться в федеральный закон, можно увидеть и другие серьезные ресурсы, не позволяющие превратить местное самоуправление в декорацию. Законодательно оговариваются меры ответственности. Федеральным законом установлена возможность отзыва депутата или главы муниципального образования населением путем голосования.
Ответственность для представительного органа наступает и в том случае, если депутаты приняли муниципальные правовые акты, не соответствующие законам или иным актам более высокого уровня.
Если противоречие установлено судом, а представительный орган муниципального образования не отменил своего решения или не изменил содержание правовой нормы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу, то представительный орган муниципального образования может быть распущен. Однако главы несут публичную ответственность не только за издание противоречащих законодательству правовых актов, но и за совершение действий, нарушающих права граждан, за нецелевое использование денежных средств, выделенных из федерального или регионального бюджета.
За подобные нарушения глава может быть отправлен в отставку. Причем решение об отставке вправе принять губернатор области, если в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего факт издания несоответствующего закону нормативного правового акта или совершения иного противоправного действия, нарушения закона не устранены.
"Глава муниципального образования" - это, конечно, звучит весомо. Но в условиях хронического безденежья на низовом уровне не сведутся ли все его функции к тому, чтобы поставить одну-другую печать, если вдруг какому-либо "энергичному" человеку понадобится срочная справка?
Избранные депутаты с такой постановкой вопроса категорически не соглашаются. Во-первых, каждый из муниципалитетов будет иметь собственные доходы. Речь идет как о налогах, поступающих в муниципальные бюджеты, так и о прочих доходах, например, от использования муниципального имущества, от платных услуг бюджетным учреждениям, от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. В доходы подлежат зачислению также средства из вышестоящего бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.
Естественно, муниципальные образования на первых порах не будут располагать собственными бюджетами, это и невозможно в начальной стадии реформы. В 2006 году они будут финансироваться по сметам в составах бюджетов муниципальных районов.
Поскольку муниципалитеты находятся в неравных стартовых условиях, с 2006 года в области устанавливается новая система межбюджетных отношений. Формирование их будет происходить в условиях разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Цель - выравнивание бюджетов муниципальных образований, которое будет производиться через пять областных фондов, образованных в составе бюджета области. Это фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), финансовой поддержки поселений, софинансирования социальных расходов, сбалансированности и компенсации. Общий объем финансовой помощи, которая будет распределяться через эти фонды, составит более двух с половиной миллиардов рублей.
Свой подход в Тульской области и к разграничению полномочий между поселениями и районами. Чтобы обеспечить мягкий, поэтапный вход в реформу для разных уровней поселений, здесь определен разный объем полномочий. Чем сильнее социально-экономическая база поселений, тем больший объем полномочий они будут выполнять. На уровне крупных городов, которые являются административными центрами, таких как Алексин, Новомосковск, Узловая, будет сосредоточен наибольший объем полномочий. Это вопросы жилищно-коммунального обслуживания, обеспечения населения топливом, услугами транспорта и связи, ремонта дорог. Что касается сельских поселений, на 2006 год за ними закреплены те полномочия, которые они уже выполняют: благоустройство, озеленение территорий, вывоз мусора, освещение улиц, организация досуга.
И в самом деле, нелогично, если по таким вопросам человек обращается в областную администрацию. Тем не менее жалобы, поступающие на "телефон доверия губернатора", показывают, что пока большая их часть касается именно этих проблем.
Таким образом, сегодня можно говорить о том, что и федеральным, и региональным законодательством предусмотрены реальные меры для того, чтобы местное самоуправление не стало местным самоуправством. Новые муниципальные власти не смогут уходить от ответственности, отфутболивая отчаявшихся граждан к губернатору или президенту.
Конечно, на первой стадии реализации реформы невозможно предусмотреть все возможные ошибки и накладки. Региональная власть намерена сделать все, чтобы они не имели тяжелых последствий для населения. Она не может себе позволить скомпрометировать в глазах граждан реформу, главная цель которой - приблизить власть к народу и привлечь народ во власть.
Примечательно, что в начале года Тульская область была в числе аутсайдеров в вопросах подготовки к переходу на местное самоуправление. За несколько месяцев обладминистрации удалось не только переломить ситуацию, но и вывести область в этом отношении в число лидеров. В полном объеме сформирована правовая база. Многое делается по подготовке муниципальных кадров. Уже сегодня за счет бюджета области обучаются более 100 депутатов и глав вновь образованных муниципальных образований.
Обкатка нового закона идет, конечно, трудно, но идет она с пониманием того, что реформа местного самоуправления имеет исключительное значение для развития региона и страны в целом. Главный смысл этой реформы - в расширении народовластия, пробуждении инициативы людей и улучшении на этой основе всех сфер жизни и материального благосостояния населения.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников