МАРИНА ПОЛИЦЕЙМАКО, ЖЕНА СЕМЕНА ФАРАДЫ: МУЖ ОБЕЩАЛ ПОЙТИ 31 ДЕКАБРЯ!

Они создали семью, будучи зрелыми людьми.Оба не были свободны. Их называли антиподами. Но они вместе более 30 лет. Семь последних оказались сложными: Семен Фарада, которому накануне Нового года исполняется 73, пережил за это время чертову дюжину операций.

О собственных болячках Марина Витальевна старается не думать. Главное - поставить на ноги любимого мужа Сенечку. Его выписали из военного госпиталя, где он проходил реабилитацию.
Мы беседуем с Полицеймако на их маленькой уютной кухне. Рассказывая о муже, она не может сдержать слез:
- Я так его жалею! Страшно жалею! Он так страдает, бедный...
- Фарада про вас сказал: "Я сразу понял, что она настоящий профессиональный и нравственный термометр коллектива. Она выше случая, кризиса, невзгод и нездоровья. Вокруг нее особая аура, сила, подпитывающая молодых актеров, которые к ней льнут, получая надежду, веру и любовь к профессии. Маша и в обыденной жизни такая же: упорно верит в лучшее, тепло, недежурно относится к каждому..."
- Сеня всегда удивлял меня своей порядочностью. Он - независимый, гордый. Всего в жизни добивался сам, сам себе дорогу проложил. Совместная жизнь у нас была трудная, но я всегда знала, что рядом - надежное плечо. Сеня много делал добра и мне, и окружающим. Он помогал разным людям. С ним по улицам нельзя было ходить. Все останавливались - рабочие, актеры, дворники, водопроводчики... Все звали его по имени - Семен.
- Вы часто вспоминаете, как вы встретились?
- Мы поздно встретились. Такая судьба. Я поздно родила сына - для актрисы, которая плотно занята в театре - это довольно непросто. У меня же был взрослый сын Юра от первого брака. Сеня мечтал о наследнике и оказался очень хорошим отцом. Он обожает Мишу.
- Говорят, Фарада ставил вам условие - родить ребенка, потому что в прежних браках детей у него не случилось...
- Не было никаких условий. Была просто любовь. А для рождения ребенка мог найти барышню и моложе. Я родила Мишу в 38 лет.
- То есть это любовь с первого взгляда?
- Пожалуй, нет. В нашем тогдашнем возрасте безрассудство редко происходит. Сеня пришел в театр на Таганке в 70-м. Его сразу ввели в спектакль "Добрый человек из Сезуана". Он играл третьего Бога - ужасного зануду. Это была его первая роль, работал он блестяще. Ближе мы познакомились, когда стали репетировать спектакль-бенефис по Островскому. Перед началом сезона неожиданно до репетиции Сеня преподнес мне букет смешных разноцветных астр. У меня внутри что-то екнуло. Сеня очаровал меня добротой, талантом, юмором необычайным. Я не считаю, что мужчина должен быть красавцем...
- Он долго вас добивался?
- Долго. Я ведь была замужем, у меня рос сын. Обстоятельства были против нас, но Сеня их победил! Два года он за мной очень красиво ухаживал, дарил цветы. Быстро нашел общий язык с моей мамой Евгенией Михайловной. Увы, папу в живых не застал.
- Вы часто играли вместе?
- В театре - много. Наши первые спектакли - "А зори здесь тихие" и "Добрый человек из Сезуана". В кино мы с Сеней снимались вместе три раза. Моя самая любимая его роль - в фильме Эфраима Севелы "Попугай, говорящий на идиш". Он сыграл там портного - моего любовника. Трагическая роль. Сеня всегда хотел сняться в серьезной вещи. У него была заветная мечта - сыграть короля Лира. Но ему не давали таких ролей из-за комического амплуа.
- Как вы поняли, что он - ваша судьба?
- Сеня шел на сближение очень осторожно. Он говорит, что до меня не испытывал любви ни к одной из женщин - только привязанность. Но теперь это не важно.
- Как он заботился о вас и сыне?
- После родов у меня начался мастит. Сеня бегал за молоком... Нам помог Володя Высоцкий, купив в валютном магазине банку сухого датского молока. Его хватило на несколько месяцев... Сеня учил сына играть в футбол, отдал в музыкальную школу, боролся с его аллергией, возил в Коктебель...
- У Семена Львовича были поклонницы?
- Очень много. И в театре, и в кино, и в жизни! И писали, и звонили... Это нормально - Сеня очень интересный человек. Очень смешной, обаятельный и в то же время очень замкнутый, несмотря на комедийное амплуа.
- Что вас восхищает в муже?
- Сеня - большой умница! Он стал первым евреем, принятым в Бауманское училище. Его вначале не приняли - подделали ошибки. Постоять за него оказалось некому - отец умер, а мама была простым провизором в аптеке. Но маленькая, худенькая Ида Давыдовна Шуман сама пошла к ректору, устроила страшный скандал, плакала. Ей выдали сочинение Сени. Там в слове "вода" буква "о" зачеркнута и поставлена "а". Мама добилась переэкзаменовки. В Бауманке Сеня учился хорошо, занимался самодеятельностью. Но родные считали, что это профессия не мужская. Не хотели, чтоб он ею занимался. Они были правы! Профессия очень подневольная.
- А какая профессия не подневольная?
- Но эта особенно подневольная. Вы уж, деточка, не спорьте со мной. У Сени все шло хорошо, кроме начертательной геометрии. И там был педагог, который любил мужа и помогал ему по этому предмету. А зам. декана - суровый человек - требовал, чтобы Сеня признался, кто за него чертит. Обещал отправить его в армию. Так Сеня загремел на флот, где плясал и пел. Вернулся в Бауманское, 8 лет проработал инженером. Педагог, которого Сеня спас, к нам приходил, боготворил Сеню. Да и бауманцы до сих пор звонят. Он же мог остаться инженером, не прийти в театр - и мы бы не встретились...
- Как настроение у Семена Львовича?
- Разное. Он хочет поправиться, встать на ноги. Он ведь не ходит 7 лет... Понимаете? Я сама этого, наверное, не понимаю. Ему очень непросто. После инсульта у него не работали связки - отекала гортань. Мы занимались с ним гимнастикой речи: читали скороговорки, учили трудные слова. А сейчас он снова болтает, шутит. Радуется, когда ему звонят друзья. Я ему говорю: "Сенечка, не обижайся. Все устали за эти 7 лет. Все зарабатывают деньги, заняты своей жизнью". Недавно из театра приходила любимая костюмерша - Люся Евдокимова, она одевала Сеню на спектакле "Пять рассказов Бабеля". Костюмер Вика сделала куклу-оберег, похожую на Сеню. Молодые актеры рвутся навестить его... Мы играем с ним в шашки, и он даже меня обыгрывает...
- Почему не прижился эндопротез? Ошибка врачей?
- Теперь они говорят, что неправильно был поставлен сустав, не надо было его ставить вовсе. Кто это может знать? Профессора утверждали: нужно поставить. Но оказалось, что от спастики, сокращения мышц организм эндопротез не в силах воспринять. Хотели как лучше... Врачи во всем мире ошибаются - никто не дает гарантии. Инсульт вкупе с переломом шейки бедра - плохое сочетание. Инсульт не лечат нигде.
- Ваш сын Михаил говорит, что Семен Львович пытается дозвониться до Путина...
- Бредовая идея. И что он спросит: как вылечиться? Почему я, народный артист, не заслужил внимания? Не стоит надеяться, тратить душевные усилия.
- Несмотря на проблемы со здоровьем - мужа и собственным, вы играете в театре, в кино снимаетесь...
- В Одессе снялась в фильме "У реки" у Евы Нейман. Моя партнерша по фильму - Нина Русланова. Мне понравился сценарий по рассказу Фридриха Горинштейна "Старушки". В основе сюжета этой драмы - описание одного длинного дня в жизни двух очень старых женщин - матери и дочери. В их жизни давно ничего не происходило. И однажды они вышли из дома и отправились к реке. Вся трагедия в том, что это, скорее всего, последняя их совместная прогулка. Знаете, работа хоть как-то стимулирует и возвращает к жизни. И это необходимо для моей семьи, так как... На поддержание Сенечки уходят громадные деньги.
- Трудно расставаться на время съемок?
- Он в надежных руках: с сыном, невесткой. С ним по-прежнему круглые сутки сиделка. Как и все предыдущие, она с Украины. Сиделка ему нравится. Хорошая, простая баба. У меня самой была операция на суставе, и я поднять Сеню не могу. До Елены была равнодушная женщина. Но долго сиделки не выдерживают: полтора месяца - и уезжают.
- Фараде помогают почитатели его таланта?
- Да, люди пишут и спрашивают: чем они могут помочь Сене. Это для меня значит очень много. Но меня потрясает бедность этих людей. Когда я вижу перевод на 200 рублей, у меня сердце сжимается. Ведь человек сам нуждается, а отрывает эти крохи от своей семьи. Так не должно быть! Спасибо всем, кто любит Семена Фараду!