04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОПЯТЬ "ДВОЙКА"

Авербух Светлана
Статья «ОПЯТЬ "ДВОЙКА"»
из номера 232 за 14 Декабря 2006г.
Опубликовано 01:01 14 Декабря 2006г.
Конец полугодия. Многие дети будут лишены сладкого, телевизора, наказаны молчанием или криком. Как родителям относиться к школьным отметкам? Правда ли, что двоечник сегодня - неудачник завтра?

Мы обсуждаем эту тему с директором Института возрастной физиологии Российской академии образования, профессором Марьяной БЕЗРУКИХ:
- Вспомните Маяковского: "Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха, про такого говорят: он плохой, неряха", - говорит Марьяна Михайловна. - То есть здесь оценивается не поступок ребенка, а он сам. В нашей культуре школьная оценка играет именно такую роль - для многих учителей отметка ребенка означает не оценку его навыков, умений, стараний, а его самого. По тому, как оценивает ребенка учитель в школе, также оценивает его и родитель. Когда родители приходят к нам в институт на консультативный прием, то рассказывают о проблемах ребенка теми же словами, которые педагог написал в своей характеристике.
- То есть проблема не в оценках, а в отношении к ним учителей и родителей?
- Да. Отношение к оценке должно быть спокойным, она - вещь субъективная. Один учитель готов поставить "пятерку" за то, что ребенок высказал оригинальную идею. Другой хочет, чтобы ребенок точно повторил то, что он рассказывал. Третий считает, что ребенок медленно и долго "вынимает" из себя информацию. Но медлительный ребенок за время, отведенное ему на контрольной работе, правильно может решить только три задачи из пяти, таковы его особенности. И либо ему надо дать дополнительное время, либо ставить "пять" за правильно решенные три задачи.
- А возможен ли индивидуальный подход в массовой школе?
- Без индивидуального подхода учить ребенка даже в массовой школе нельзя. У нас 20% медлительных детей, еще 20% - часто болеющих. То есть почти половина школьников не выдерживают темпа школьной программы. Им ставят оценки, которые не соответствуют их возможностям. И ребенок получает сегодня неудовлетворительную оценку, завтра, послезавтра... А неуд - показатель неуспешности ребенка как личности. Его так оценивает учитель, сверстники, родители. И это резко снижает самооценку. Я не видела детей со школьными проблемами, которые могли бы сказать: "Вот у меня с письмом не очень, зато я хорошо рисую". Но часто слышу от ребенка со школьными неудачами: "Я плохой, у меня ничего не получается". Осознание "Я - плохой" приводит к нарушению здоровья - сначала психического, потом физического.
- Может быть, вообще отменить оценки?
- Дело не в отметке, а в оценке ребенка. Вот дети пишут в прописях букву "А". Что делает учитель? Он красной ручкой обводит все неправильно написанные буквы, и ребенок, видя исчерканные буквы, понимает: все плохо. Мы рекомендуем не отмечать ничего красным. Дети этого цвета боятся. И надо отметить самую красивую букву. Это тоже оценка, но мы отмечаем хороший результат, показываем ребенку, что он может.
А еще важно, чтобы учитель не просто выставлял оценку, но сказал ребенку, за что он ее поставил. Ведь отметка - вещь формальная, а с детьми формально общаться нельзя. Вот почему мы так не любим имеющих свое мнение?
- Потому что в школе таким ставили "два".
- Конечно. Почему троечники в дальнейшей жизни успешнее, чем большинство пятерочников? Троечники более свободны, не боятся совершить ошибку. А те, кто считает, что без "пятерки" жизнь не мила, идут по накатанному пути.
- А если человек будет искать себя всю жизнь?
- Может, это его судьба? И вообще, что такое успешный человек? Несколько недель назад у меня на приеме был папа. Его сын не соответствует его ожиданиям: мальчику не даются иностранные языки, он плохо учится, есть проблемы и со здоровьем. Папа был просто возмущен: он столько в сына вкладывает, а у того ничего не получается. Я предложила уменьшить нагрузки, позволить ребенку играть, гулять, а не заставлять все время чем-то заниматься. Папа ответил: "Я занимался и музыкой, и спортом и в обычной школе хорошо учился, поэтому теперь я - успешный человек". У него тряслись руки, свой галстук он превратил в половую тряпку. Я не выдержала и, хотя и не имела права этого говорить, сказала: "Я не знаю, что будет с вашим бизнесом при вашем здоровье. Вы хотите ребенка довести до такого состояния? Только нарушения его здоровья видны уже сейчас!
- Но ведь родители хотят, чтобы, когда ребенок вырастет, у него была хорошая работа, он смог зарабатывать деньги. И если сейчас не учиться, то потом может быть поздно.
- Я не говорю "не учиться". Я говорю: ребенок имеет право на ошибку, и вы, родители и учителя, должны ему это право дать и за это не ругать. Представьте себе, что у вас на работе начальник каждый день начинает с того, что вам говорит: "Марья Петровна, я вашей работой не доволен, вы не стараетесь, может, вы неспособная?"
- Через неделю можно свихнуться.
- А наши дети в такой ситуации живут годами. Откуда возьмется мотивация? Ребенку даже не дают шанса почувствовать удачу. А ведь не бывает ребенка, которого не за что похвалить. Мы часто хихикаем над американцами, которые через слово говорят: "Я тебя люблю". Это не присказка, это то, что намеренно вкладывалось в культуру взаимоотношений. "Да, у тебя плохая оценка, да, "двойка", и она мне не нравится, - должен сказать родитель. - Ты мой любимый и единственный, и с "двойкой" давай разбираться вместе". Ведь учитель может поставить плохую оценку за то, что ребенок болтает на уроке. Или ребенок долго болел, пропустил объяснения и просто не знает, как правильно решить тот или иной пример. А, может быть, "двойка" - это просто несовпадение взглядов учителя и ученика? А, возможно, сегодня для вашего ребенка просто не очень хороший день.
- Что делать, если ребенок вообще не хочет учиться?
- О каком желании можно говорить, когда ребенку все время твердят, что он плохой, у него не получилось то, это? Ребенок быстро привыкает к тому, что сделать уже ничего нельзя. Вот тут и нужна родительская поддержка ребенка, он должен чувствовать, что в него верят, знают, что он может достичь многого.
Кто-то из известных людей сказал: "Нас учат не слова родителей, а свет под дверью кабинета, который мы видим по вечерам". Если дети видят, как родители работают, это не может не сказаться на ребенке.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ШКОЛЬНЫХ ОТМЕТКАХ?
Татьяна ШУЛЬЦ, педагог-психолог прогимназии N 1752 (Москва):
- У хорошего педагога отметка - это мотивация ребенка к личностному росту. У плохого - оценка - орудие наказания. Однажды ко мне на прием пришла мама с третьеклассником, к которому в классе относились как к дурачку. Стали разбираться, и выяснилось, что такое отношение пошло с подачи учительницы русского языка и литературы. Она ему все время ставила "двойки" и "тройки", и другие учителя стали также себя вести. Как следствие - ребенка перестали уважать одноклассники, у самого мальчика было плохое настроение, он не хотел идти в школу. Учительница считала, что знания этого ребенка действительно на "троечку". Но ведь оценивать всех по одному и тому же стандарту нельзя. Когда учитель это осознал, то именно этому конкретному ребенку, после того как он, пусть плохонько, но все-таки рассказал стихотворение наизусть, она поставила "пять". Ребенок сам понял, что "пятерка" эта - авансом, но ему дали шанс, перестали считать дурачком, стал учиться более старательно.
Любой ребенок, если он не умственно отсталый, в состоянии освоить школьную программу. Если это не получается - значит, недорабатывает учитель.
Саша П., ученик 4-го класса:
- Меня за плохие оценки родители ругают: не разговаривают, не разрешают смотреть телевизор, гулять с друзьями. По русскому и английскому у меня репетиторы, хотя мне больше нравятся математика и информатика. Но я понимаю, что без языка я не смогу работать на хорошей работе, поэтому стараюсь. Честно говоря, школа мне очень надоела, скорее бы ее уже закончить. Скоро Новый год, и родители мне вряд ли что-то подарят - оценки будут не очень.
Марина ДЕМИНА, мама третьеклассницы:
- Мои родители считали, что я не могу плохо учиться - не даун ведь, и "тройку" воспринимали как катастрофу. А я чувствовала себя моральным уродом, не оправдавшим ожидания родителей. Я потом долго "выбивала" из себя комплекс отличницы - быть любой ценой лучше всех. Лучше всех все равно быть невозможно, а чувство раздражения и зависти, когда у кого-то получается лучше, чем у тебя, мешает жить. К оценкам своей дочери я отношусь спокойно: "пять" так "пять", "три" - у всех бывает. Она учится не хуже меня в ее возрасте. И говорит, что школьная программа - а она учится в спецшколе -легкотня.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников