Год своего 50-летия Евросоюз завершает эпохальными событиями - подписанием Договора о реформе ЕС, который по сути станет новой конституцией союза и невиданным по размаху расширением Шенгенской зоны за счет восьми стран Восточной Европы и Мальты, пишет "Российская газета".

В отличие от всех последних саммитов ЕС, на которых решалась судьба основополагающего закона Европы, нынешний, декабрьский, оказался самым спокойным и торжественным. На этот раз лидеры Евросоюза приехали в Лиссабон не спорить, а торжественно подписывать уже согласованный до последней буквы текст Договора. Этот документ, который по аналогии с Римским договором, заключенным в марте 1957 года шестью странами - основателями Европейского экономического сообщества, теперь войдет в историю как Лиссабонский договор, объединившей уже 27 стран континента.

"Договор о реформах" заменил проект Европейской конституции, от которого было решено отказаться после того, как она была отвергнута большинством граждан Франции и Голландии в ходе национальных референдумов 2005 года.

Как мы уже сообщали, новый документ не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза - флаге и гимне, однако предусматривает введение поста президента Евросоюза, который будет избираться на 2,5 года и представлять организацию на международной арене.

Торжественная церемония подписания Лиссабонского договора стартовала вчера в 11.30 в средневековом монастыре Жеронимуш на окраине португальской столицы. К полудню под Лиссабонским договором, занимающим более 250 страниц, расписались все лидеры стран-членов ЕС, за исключением британского премьера Гордона Брауна. Он пропустил и последующую церемонию совместного фотографирования и присоединился к коллегам только за ланчем.

Накануне встречи в Лиссабоне британский лидер оказался в центре громкого скандала. За несколько дней до подписания соглашения его канцелярия сообщила, что поездка в Лиссабон не вписывается в рабочий график Гордона Брауна, поскольку на утро четверга у него запланирована важная встреча с членами британского парламента. Перспектива неучастия господина Брауна на столь значимом мероприятии вызвала недовольство его европейских коллег и даже затмила в СМИ тему самого саммита. Поэтому в последний момент Лондон все-таки "переиграл" расписание премьера. Его общение с парламентариями передвинули на раннее утро, дав Гордону Брауну шанс успеть в тот же день добраться до Португалии.

Подписывал Лиссабонский договор глава британского правительства уже после обеда - спустя полтора часа после всех, в гордом одиночестве. Это дало британской оппозиции, не забывшей об обещании предшественника нынешнего премьера - Тони Блэра вынести общеевропейский договор на референдум, повод обвинить господина Брауна в трусости. "Если уж он так стоит горой за этот договор, что готов нарушить все обещания, пусть хотя бы имеет смелость быть сфотографированным за его подписанием",- съехидничал теневой глава МИДа Уильям Хейг, пишет "Коммерсант".